Сказка, про Данилу кузнеца и братьев, Кузьму и Але

Александр Фёдорович Круглов
Сказка, про Данилу, кузнеца и братьев Кузьму и Алексея.

В одной старой деревушке, жил был кузнец. Славился он своим ремеслом на всю Русь. Ковал подковы, мечи, ограды, заборы – всё, что народ не попросит. Звали его Данила, и любил он своё ремесло так, как никто другой.
И вот как-то раз, в деревне появился молодой паренёк. Стал захаживать в кузницу к Даниле и любоваться его мастерством. Так было и в тот день, пришёл, встал у дверей и стоит смотрит, любуется работой мастера.
– Ты что там стоишь? – спросил паренька Данила. – Заходи, гостем будешь. Подходи ближе, не бойся. Присаживайся, рассказывай, чьих будешь?
Паренёк присел на скамейку, и говорит:
– Чьих буду – я и сам не знаю. Один я на свете. Вот хожу, ищу работу.
– Ну а как звать-величать тебя?
– Зовут меня Кузьма, и родом я не с этих мест. Я и сам не знаю, откуда я пришёл. Возьми меня к себе в ученики. Работы я никакой не боюсь.
– Надо подумать, – проговорил Данила. – Парень ты вроде смышленый, мне как раз подмастерье нужен.
Вот так и зажили они, Кузьма помогал, чем мог Даниле, а Данила обучал своего нового ученика. Однажды спросил Данила:
– Кузьма, ответь мне, что ты такой хмурый ходишь? Поделись со мной.
Кузьма постоял немного, помолчал, и говорит:
– Ты прости меня, Данила, – и замолчал.
– Да за что простить? В толк никак не возьму.
– Данила, я царский сын, отец мой Владимир, тот самый, кому ты меч подарил. Это было двадцать лет назад. Мне отец много про тебя рассказывал, когда случилась беда, я вспомнил про то, что говорил отец. Чтобы я нашёл тебя и всё рассказал. В начале я испугался тебе говорить, ведь те, кто знал моего отца, все его предали.
– Так ты сын Владимира?
– Да это мой отец, – пробормотал Кузьма.
– Кто его предал? И как ты мог подумать такое, что я предам царя Владимира? Давай Кузьма садись и рассказывай всё, что ты знаешь про своего отца, и кто его предал.
Кузьма постоял немного, вытер нос и стал рассказывать всё, что знал.
– Произошло всё это тёмной ночью, когда все спали. Мой старший брат Алексей вместе со своими заговорщиками пробрались в спальню отца и захватили его. Перебив всю стражу, он объявил себя королём. Но чтобы никто не помешал, он попытался убить и меня. С большим трудом мне удалось скрыться из замка. Но его придворные и слуги повсюду разыскивают. И если кто меня будет прятать, тому – смертная казнь.
– Так что же нам теперь делать? Ума не приложу. Вот, я смотрю, в последнее время всадники разъездились и проверяют всех ребят, вроде тебя. Ну ничего, и это как-нибудь переживём, хоть это будет и трудно. Кузьма, посмотри в даль, видишь вдалеке всадники показались. Похоже, они едут сюда. Иди в дом, и смотри, сиди тихо не высовывайся, а я пойду встречу их.
Несколько вооружённых всадников подъехали к кузнице и спросили:
– Эй, кузнец, ты здесь никого чужого не видел? Может нищие проходили или
ещё кто.
– Может и проходили, здесь много людей ходит. А кого вы ищите?
– Мы ищем государственного преступника Кузьму, сына короля Владимира.
– Что же он такого сделал?
– Он убил своего отца и скрылся из замка. Теперь в стране другой король. На престол взошёл, его старший сын Алексей. Все жители должны полностью повиноваться своему новому королю. По указу его величества Алексея никто не должен помогать Кузьме и немедленно сообщать всё, что будет известно о его месте нахождения. В случае неповиновения и помощи – смертная казнь. За поимку государственного преступника король Алексей обещает хорошо вознаградить, по-царски.
Когда всадники уехали, Данила вошёл в избу.
– Ну что делать будем, Кузьма? Тебя все считают убийцей своего отца.
– Но это не так, – проговорил Кузьма. – Я не убивал его, это сделал Алексей, мой брат, и как доказать это я не знаю.
– Ничего не надо доказывать, – проговорил Данила. – Ты лучше вспомни, что тебе ещё говорил отец.
– Да он говорил многое. Что, если с ним что случится, мне могут помочь люди из этой деревни. И ещё, что мне надо остерегаться своего старшего брата. Он ему почему-то не доверял.
– Всё это хорошо, Кузьма, но, может, что-то ещё говорил Владимир?
– Говорил, что где-то в море есть остров, и там очень большая армия, которая разобьет любого врага. А как туда добраться, я не знаю. Он сказал, что есть карта, и она находится в замке. Мимо неё все ходят, но увидеть не могут.
– Да, знаю я эту карту. Она находится в мече, который ковал я. Но как достать нам этот меч? Даже если мы достанем меч, мы не попадём на этот остров.
– Почему? – спросил Кузьма.
– Я знаю только одну часть карты, она находится на лезвии меча. Две других могут знать только те кто делал рукоятку, и ножны. Четвёртая часть карты была у самого короля, и про неё никто ничего не знает. Но это ещё не всё. Прежде чем попасть на остров, надо найти одну колдунью, и получить её согласие. Человек должен быть чист и честен. Она узнает это сразу. Если он с плохими намереньями, то от неё он никогда не выйдет.
– Я готов пойти к ней, – говорит Кузьма. – Где нам её искать?
– Ничего, Кузьма, найдём, надо собираться в путь, но в начале раздобудем меч.
Собрав с собой необходимые вещи, отправились в путь.
– Как мы сможем пробраться в замок незамеченными? – поинтересовался Данила у Кузьмы.
– Ничего, в лесу есть чёрный ход, он проходит глубоко под землёй, и ведёт в замок, – проговорил Кузьма.
Через несколько дней они добрались до леса.
– Ну где твой подземный ход? – спросил Данила.
– Сейчас будет, надо только поискать, он где-то здесь.
Подойдя ближе, они увидели большие кусты.
– Ну что, это здесь?
– Да, вот он этот ход, – проговорил Кузьма.
Они раздвинули кусты, и увидели перед собой пещеру. Пещера была тёмная и вела далеко в глубь.
 Кузьма сказал:
– Ну что, давай зажжём факел, и пойдём внутрь.
Так они и сделали, зажгли факел и вошли в пещеру. Проход в замок был трудным, они пробирались несколько часов, пока не наткнулись на каменную стену.
– Это что, тупик? – проговорил Данила.
– Нет, это просто стена, надо только её открыть.
Они стали искать, как открыть проход.
– Вот этот камень который надо вытащить, чтобы стена открылась, – сказал Кузьма.
Раздвинув стену, они прошли дальше.
Куда теперь идти, – спросил Данила. – Смотри, дороги расходятся.
– Я знаю. Одна ведёт в замок, а другая в темницу. А какая куда, я не могу сказать. Пойдём налево.
Они повернули налево и оказались в темнице.
Кузьма сказал:
– Смотри, это заключенные, и не просто рабы, а знатные люди.
Подойдя ближе, он узнал подданных короля. Обрадованный Кузьма подбежал к ним и стал расспрашивать.
– Господа! Как вы здесь оказались? Я думал, что вас, как и моего отца убили.
– Нет, Кузьма, нас арестовали и заковали в цепи, и отец твой жив. Он сидит там дальше, прикованный цепями. Его каждый день пытают, ищут какую-то карту. Ты пойди к нему, он будет рад тебя видеть. Смотри, будь осторожен, в темнице много часовых, и стражники часто спускаются к нам.
– Спасибо вам, я постараюсь пройти незамеченным.
Они отправились дальше по темнице, заглядывая во все камеры.
– Данила, смотри! Это мой отец, – обрадовался Кузьма.
Он быстро подбежал к отцу.
– Отец! Как я рад, что ты жив. Я помогу тебе.
– Кузьма! Здравствуй, сынок. А это кто с тобой?
– Это Данила, кузнец. Я пришел вместе с ним, чтобы помочь тебе и забрать карту, чтобы попасть на остров, про который ты говорил.
– Данила, подойди ко мне, я плохо вижу, здесь так темно. Слушай меня внимательно. Ты должен разыскать Никиту и Фому, один из них делал рукоятку, а второй ножны. Только так можно будет прочитать карту, сложив всё воедино: меч, рукоятку и ножны. Четвёртая часть карты находиться у колдуньи, ты знаешь, как туда добраться. А теперь уходите, скоро будет обход.
– Отец! Пойдём с нами.
– Нет, Кузьма, я не могу. Если я уйду, Алексей убьет всех заключённых. Ну ступайте, с богом.
– Отец, как нам забрать меч?
Вернитесь назад и пройдите по другой дороге тоннеля, там будет стена, она открывается. Раздвинув стену, вы попадёте в тронный зал, там и находиться меч.
– Отец, я убью Алексея.
– Нет, сын, зло нельзя убить, его можно только остановить. А теперь идите.
Они вернулись назад. Пройдя по тёмному коридору, уткнулись в каменную стену, и открыли её. Перед ними открылся тронный зал. Потихоньку прошли. Увидев на стене меч, Кузьма снял его.
– Ну, а теперь уходим, – проговорил Данила. – Пора идти, пока нас не заметили.
Они, так же как и пришли, вышли из подземелья. Отойдя подальше в лес, Кузьма спросил:
– Данила, ну а теперь куда?
– Пока нам нужно отдохнуть, а потом отправимся искать Никиту и Фому.
– Данила! Расскажи, как давно ты знаешь моего отца?
– Да, Кузьма, с твоим отцом мы знакомы очень давно. Я воевал вместе с ним, и всё это предвидела старая колдунья. Но тогда никто не верил в это, один только король. Он и приказал нам остаться в разных местах, как советовала колдунья.
– Так может мы сразу и пойдём к этой старухе?
– Ты слышал, что сказал твой отец, нужно собрать всех, чтобы прочитать карту.
Дождавшись утра, Кузьма и Данила отправились в путь. Долго пришлось им добираться до места, дорога оказалась не из лёгких. Высокие горы, быстрые реки, дремучие леса – всё это пришлось им пройти.
– Ну вот и дошли, – проговорил Данила.
– Зайдём в ту избу, там должен быть Никита.
 Кузьма спросил:
– Данила, откуда ты знаешь, что там Никита?
– Он оставался в этой избе и никуда не должен был уйти. Это был приказ короля.
Подойдя ближе, он постучал в дверь. Дверь открыл хозяин. Увидев знакомое лицо, Никита от радости закричал:
– Данила, это ты! Как хорошо, что ты пришел. А это кто с тобой?
– Это сын Владимира.
– Проходите в дом, мы вас сами хотели идти искать.
– Кто это мы? – спросил Данила.
– Мы, это я и Фома.
– А что Фома здесь?
– Да, слух о гибели короля быстро разлетелся по всей стране. Вот Фома и пришёл, вспомнил о пророчестве колдуньи, и для чего нас оставил король. Теперь, Данила, нам нужно идти дальше, искать колдунью, чтобы прочитать карту, которая ведёт на остров.
– Хорошо, – проговорил Данила.
Они вошли в дом, и присели за стол, поговорили, обсудили все свои действия. И тогда Никита сказал:
– Сегодня мы все хорошо отдохнём, а завтра с утра и отправимся в путь.
Ночь прошла очень быстро, никто и уснуть не смог, а уже взошло солнце. Они собрали вещи, еды в дорогу и отправились в путь. Долго им пришлось идти, сильный дождь размыл землю, и они, утопая в грязи пробирались к лесу, где жила старая колдунья. Никто из них не знал, что Алексей узнал про кражу меча и отправил вооружённых всадников искать грабителей. Но было поздно. Четверо храбрых и преданных людей короля добрались до места, где жила колдунья. Подойдя ближе к дому, они остановились. Дверь в доме потихоньку приоткрылась, и на пороге показалась старая ведьма. Посмотрев на них, она сказала:
– Я вас всех предупреждала! Король отказался убить своего сына Алексея. И что он получил? Хоть в одном меня послушал: сделал карту и оставил хранителей. Кузьма войди в избу, а вы пока побудьте здесь.
– Откуда вы меня знаете? – проговорил Кузьма.
– Я всё знаю, но не всё могу сделать, хоть и колдунья.
 Кузьма вошёл в дом, дверь быстро закрылась. В лесу, где стояла изба, поднялся сильный ветер, но вскоре затих. Кузьма вышел из дома и говорит:
– Проходите, колдунья всех приглашает к себе в дом.
Все вошли в дом и стали ждать, что скажет старуха.
– Дайте мне меч, – проговорила колдунья.
Данила отдал меч.
Старая женщина взяла меч, вынула его из ножен и сняла рукоятку. Разложив все три вещи на большой дубовый стол, она сказала:
– Теперь будем ждать, пока первый луч солнца не попадёт на лезвия меча, только тогда, когда все три предмета осветят лучи солнца, я смогу открыть дверь в загробный мир. Вы сможете пройти и попасть на морской остров, где очень давно в полном снаряжении ждёт своего часа мёртвая армия. Вот они помогут королю победить зло.
Первые лучи солнца, осветили верхушки высоких деревьев. Все замерли. Вот первый луч солнца, пробившись в окно, попал на лезвие меча. Меч заблестел, и свет перешёл на рукоятку, оттуда стремительно на ножны. В комнате, где все находились, всё засверкало и заблестело. Они увидели прозрачные врата и огромный остров, вокруг которого была вода. Колдунья подошла к вратам, и что-то прошептала, и они открылись. Тогда она сказала:
– Идите, поторопитесь, дорогу домой вам покажут воины, к которым вы идёте.
Они посмотрели на старуху и зашли на остров. Вход, в который они вошли, исчез. Они стояли на острове, не зная, что дальше делать. Внезапно на острове поднялся сильный ветер. Море всколыхнулось, ударилось о берег, и на острове стали появляться, мёртвые воины. Их собралось огромное количество. Армия непобедимых защитников своего короля. Данила проговорил:
– Воины! Когда-то вы храбро сражались за своего короля и погибли. Но вот опять случилась беда, и мы пришли просить вас, чтобы вы ещё раз послужили своему королю.
Мёртвый рыцарь в доспехах ответил:
– Данила! Нас не надо просить о помощи, мы давно ждём приказа и разобьём любую армию за нашего короля.
Вся армия огромным строем выстроилась в боевые шеренги и отправилась в замок короля. Когда они добрались до замка, начался сильный и страшный бой. Люди, видевшие мёртвых солдат, бежали в панике, враг бросал оружие и просил прощение за причинённые муки. Армия мёртвых кружила над замком, добивая последних врагов, из тех, кто не хотел сдаваться. Окровавленные тела убитых противников лежали по всей земле. Бой был закончен. Алексей, увидев это, сдал армию, и сам сдался в плен. Владимир, и все его подданные были освобождены, а изменники наказаны.
Кузьма подошел к отцу.
– Отец! Я рад тебя видеть живым. Позволь, я сам казню своего брата Алексея.
– Нет, сын, Алексей уже наказан, и будет заточен в одной из наших темниц, пока всё не осознает. И если я убью его, я стану точно таким как он. Запомни, Кузьма, зло нельзя уничтожить, его можно только остановить. Ведь порой во имя добра, мы совершаем зло.
В это время появилась старая колдунья и говорит:
– Владимир, тебе больше не нужен меч, он останется у меня, пока твой сын Кузьма не найдёт новых хранителей карты.
– А когда я найду? – спросил Кузьма.
– Ты это узнаешь, всему своё время.
Проговорив эти слова, колдунья и вся армия мёртвых исчезла. Король и весь его народ зажили счастливо и дружно.