Письмо Э. Радзинскому

Александр Бутюгин
Ленин В.И.
(Письмо Э. Радзинскому)

Ленин – это человек будущего (другой эпохи), это человек с очень высоким процентом человеческих качеств. Главные его черты – это человечность (гуманизм) и, как ни странно, утопизм. Причем вторая черта находится в прямой зависимости от первой. Вы и я знаем, что человек воспринимает окружающих людей и мир через свое видение и понимание. Ленин, повторюсь, имел высочайший процент человеческих качеств. Исходя из этого, а также из опыта общения с простыми людьми на бытовом уровне, он верил именно в человеческие качества людей. Помните известную формулу, которую оспаривал Плеханов: бытие определяет сознание? Бытие определяет сознание только у людей с относительно низким процентом человеческих качеств. В этом случае человек всегда остается «рабом», независимо от его социального положения. Для них деньги и капитал как бы обеспечивают их свободу. Но сознание определяет бытие у людей с высоким процентом человеческих качеств. Для таких людей свобода – это осознанная необходимость.

Существует такой парадокс. Вы не будете отрицать, что Природа разумна? Все элементы «дикой» природы строго подчиняются Законам Природы. Неподчинение законам – это, чаще всего, гибель. Свобода в Природе – это также осознанная необходимость (подчинения Законам Природы). Когда мы говорим о человеке, теряющим свои человеческие качества, что он - дичает, то это не имеет никакого отношения к дикой природе. Его поступки еще более расходятся с Законами Природы. Только человек с высокими человеческими качествами, для которого свобода – это осознанная необходимость, и есть совместимый с разумной Природой.

Итак, Ленин – человек с высоким процентом человеческих качеств. И, исходя из этого, он верит в человеческие качества людей как в Истину. Не буду долго говорить об окружающей его действительности России, ставшей на путь капитализма. Капитализм, отрывающий людей от их исторических корней, ускорял деградацию людей. После распада СССР Вы также могли наблюдать подобные явления. Но в той России не было никаких положительных перспектив (по сравнению с сегодняшним периодом, когда мы живем в мире, измененным Октябрьской революцией). Не сомневаюсь, что Ленин хотел совершить изменения ради людей. Веру в человеческие качества подогревали рабочие, крестьяне и студенты, которые не поддавались деградационным влияниям капитализма (участники его кружков, соратники). И в этом был определенный утопизм, так как основная масса народа жила по принципу – бытие определяет сознание. Отрицательными факторами, работающими против человеческих качеств, была войны (русско-японская и 1 мировая). Ленин, вероятно, даже не догадывался о том, какие последствия она оказывает на психику людей. Это сейчас мы знаем об этом. И создаем реабитализационные центры. Тогда об этом явлении никто и не задумывался. Он был почти естественным. Ленин хотел использовать войну против царизма, так как рассчитывал на фактор самосохранения людей.

А вот теперь попытайтесь встать на место Ленина после того, как обнаружил, что народ, ради которого он все совершил, не оправдал его надежд. Далее началась сложнейшая «шахматная» партия с сильнейшим цейтнотом. И учтите личности его ближайшего окружения – соратников. Когда и там и тут есть не просто непонимание, но и активное сопротивление. Бросить все, предать мечту, предать в конце-концов народ, которому пришлось бы отвечать за его ошибки? Мог бы сделать это честный и порядочный человек? Возникла позиция, которую и бросить и продолжать опасно. Вынужденное, но правильное решение в данной ситуации – НЭП. То, что понятно народу (но не всегда – соратникам). С ума сойти можно!!! Но если это произошло, то это и был одним из замыслов Режиссера жизни? История не знает сослагательного наклонения. Но подумайте, что стало бы с Вашей любимой Россией, если бы он остановился до Октября или ушел в 1918-1920-ом?
22-29.10.2007 г