Культурологический аспект глобализации

Александр Бутюгин
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса культурологического аспекта процесса глобализации, все-таки необходимо немного сказать о самом процессе глобализации и его потенциальной опасности в современном исполнении.

Процесс глобализации – это, в общем-то, объективный процесс. Объективность его связана с тем, что Земля – это наш общий дом. С ростом численности человечества неизбежно должен произойти качественный скачек в структуре человеческой цивилизации. Но для этого или до этого люди должны четко понять, что вся Земля - это общий дом, что каждый из нас является частью разумной жизни на Земле, а все вместе мы – это уникальное явление в известной нам Вселенной. Каждый должен понимать ограниченность ресурсов Земли и потенциальную неограниченность наших потребностей. Но неограниченность наших потребностей, которые выходят за разумные рамки жизненной необходимости (потребности) только усилит проблему с ресурсами. На сегодняшнем этапе развития мы видим результаты этого непонимания. И в 21 веке борьба за ресурсы идет не путем разумного ограничения потребностей, а путем военных действий и экономической экспансии. Но, если каждый из нас это не поймет, то у Человеческой цивилизации будет печальный и относительно скорый конец. В первую очередь по причине экологической, во вторую – по причине военной. Но и экологические и военные причины – все это дело рук самого человека. И вина лежит на нас самих.

Глобализация – это не явление 20-го века. Процесс глобализации начался с рождением капитализма, с эпохи Великих географических открытий. Суть процесса глобализации с самого начала была одна: удовлетворение потребностей более развитых стран в новых сырьевых и прочих ресурсах. И сегодня суть глобализации осталась прежней: высокоразвитые страны еще более нуждаются в ресурсах для поддержания привычного высокого уровня жизни. Процесс глобализации сегодня можно представить также как процесс расширения масштабов производства высокоразвитых стран. Зная эту суть глобализации, понимаешь, что выгоду от нее всегда и в первую очередь получат высокоразвитые страны, которые расширяют масштабы своей экономики и перекладывают свои издержки на экономики других стран. Вот в этом и главная опасность. Если и удастся в таких условиях создать единое планетарное государство, то справедливости и мира в нем едва ли станет больше. Сейчас процесс глобализации идет по такому сценарию, что результат будет вполне отвечать сюжетам американских фантастических фильмов.

Антиглобалисты справедливо обвиняют глобализм в нивелировании национальных признаков в экономике, политике и культуре.

       Процесс глобализации на Земле проводит своеобразную селекцию людей и социальных систем путем введения неких единых стандартов:
1) в области образования, что ведет к отбору людей с определенными качествами и снижению общего культурно-интеллектуального уровня;

2) в области информационных систем, что создает иллюзию свободы доступа к любой информации, но при этом реально ценная информация становится недоступной для потребления в результате ее «растворения» в океане «мусора»;

3) в области модернисткой идеологии, которая по сути своей является нигилистической и целенаправленно стремиться лишить людей любой системы ценностей, что отрицательно сказывается на морали общества;

4) в области политико-экономической, что приводит к формальной унификации экономических и политических систем без всякого учета конкретно-исторического этапа развития государств, а реально приводит к монополии на модель политико-экономической системы или к диктатуре высокоразвитых стран (в первую очередь, США);

5) области биологии и сельского хозяйства ведется генно-инженерная селекция по созданию по сути межвидовых и межклассовых гибридов (химер), что прямо противоречит природным процессам.

С точки зрения экологии оценка процесса глобализации однозначно отрицательная. Об этом свидетельствуют все последние Всемирные Форумы по экологии. Справедливости ради следует сказать, что осуждается не сам процесс глобализации, а способ капиталистического хозяйствования человечества на Земле вообще. И глобализация, как лидирующий процесс капиталистического мира, сегодня является орудием этой системы. Глобализация и в области экологии не ведет к сохранению многообразия компонентов и связей, а ускоряет уменьшение разнообразия и, значит, также ведет к неустойчивости.

Теперь о культурологических аспектах глобализации. 16 ноября на «ИНТЕРе» состоялась премьера нового телешоу «Великие украинцы». Просмотр этого телешоу и помог мне окончательно сформулировать культурологические аспекты глобализации. Международный телепроект «Великие….» - это центральный проект культурологической программы глобализации. Многочисленные бесконечные сериалы, телешоу типа «Фабрики звезд», «Свободы слова» и прочими подобными, совместно с современным американским кино подготавливали ментальность различных народов (через принятие единых технологическим приемов) к восприятию новых ценностей. Сравните, например, кино времен СССР. Оно было очень индивидуально и специфично не только в СССР, но и других странах. Современные же российские и иных стран фильмы уже снимаются по единой американской технологии. Сюжеты их только косвенно связаны с национальными особенностями (национальная принадлежность злодеев и героев, страна действия). Если, например, в «Ментах» и «Убойной силе» - сериалах, которые сюжетно перекликаются с американскими сериалами про полицейских Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, еще очень сильны национальные особенности, то в фильмах про спецслужбы (типа «Мужской сезон», «Кобра», «Маросейка 12» и т.п.) национальных особенностей совсем мало.

Все телешоу (а они в основном заимствованные) отрицательно влияют на общекультурный уровень нации, нивелируют значение культуры (в высшем понимании этого термина). Культура и масскультура (поп-культура) реально имеют очень мало общего. Если первая повышает культурный потенциал нации, народа, то вторая – наоборот.

Теперь подробнее о «Великих украинцах». Ведущий А.Шустер, представил приглашенным публичным гостям передачи и зрителям-участникам ряд вопросов по якобы отбору критериев для кандидатов в список великих украинцев. В действиях Шустера можно было бы отметить только одну предвзятость – ему почему-то очень хотелось видеть Милу Йовович в числе Великих украинцев. Первые вопросы- критерии должны были бы прикрыть главные вопросы, ответы на которые особенно сильно повлияли бы на сознание (ментальность) людей. Это вопросы земли (места рождения), крови (национальности) и языка. Именно при обсуждении этих вопросов, якобы вдруг, всем стало ясно, что они не имеют для большинства принципиального значения. В принципе многим известно, что реально «чистыми» по крови можно назвать всего несколько национальностей. Несколько лучше обстоит дело с расою, хотя и здесь уже много переплелось. В оценке по крови есть еще один тонкий нюанс – это чью кровь, отца или матери, принимать за определяющую?

Таким образом, выводы для телезрителей напрашивался как бы сам собою:
1) место рождения не играет никакого значения (кроме главного места – Земля);
2) национальность также не играет никакого значения (кроме основной национальности – землянин);
3) язык, на котором говорил, думал и писал Великий украинец, также не имеет значение;
4) великий украинец – это человек планеты Земля. В таком аспекте в первых рядах Великий украинцев должны быть Иисус Христос, викинги, пришедшие на территорию Украины и способствовавшие образованию Киевской Руси, кто-то из сарматов…

Наследие, которое оставил Великий украинец, было отвергнуто основной массой присутствующих участников.

Таким образом, телешоу, формально декларирующее идею пробуждения национального самосознания, на деле реализует стратегическую культурологическую программу процесса глобализации. Между прочим, мы уже 17 лет (а если считать со времен перестройки, то и больше) реально находимся под очень сильным давлением, направленным на изменение нашей ментальности и общей культуры. И это уже достаточно длительный срок для того, чтобы необходимые сдвиги явно наметились. Однозначно можно сказать, что у большей части молодежи до 30-35 лет уже совсем другие ценности.

17-28.11.2007 г.