Вечный вопрос что делать?

Александр Бутюгин
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС: что делать?

Несмотря на его вечность, ответ и решение найти можно. Нужны желание и воля. В первую очередь – политическая воля. Во властных кругах, чуть ли не с момента незалежности Украины, циркулирует идея о необходимости национальной идеи, которая, как волшебная палочка, способна решить все проблемы. Надежду на это подпитывают исторические примеры некоторых высокоразвитых стран. Однако даже здесь не хватило политической воли. А, скорее всего, отсутствует цельное понимание ее важности и, главное, сути.

Если посмотреть на те исторические примеры национальных идей, то можно увидеть, что эти идеи чисто условно можно назвать национальными, так как они отражают интересы любого государства и нации. Суть их заключена в трех категориях: благополучие страны и народа, мораль и закон. И все!

Но эти страны не считали национальную идею волшебной палочкой, которая сама по себе все решит. На властном, государственном уровне были сделаны определенные предварительные шаги для реализации этих идей.

Не суть важно, в каких именно задушевных словах будет сформулирована украинская национальная идея. Важно, чтобы в ней четко звучала суть: благополучие страны и народа, мораль и закон!

Прежде, чем формулировать в задушевных словах украинскую национальную идею, необходимо осознание и признание следующих реалий:
1) Украина уже давно разделена на западнофилов и славянофилов, что исторически связано с влияниями западной и восточной цивилизаций; и нынешнее противостояние на политической арене Украины – это, по сути, противостояние западнофилов и славянофилов; правда, сегодня у славянофильства под воздействием высокоразвитых стран появился вектор на западные цивилизационные и социально-экономические ценности; и ранее и сегодня западнофильство и славянофильство не привязано строго регионально: все перемешано в разных пропорциях;

2) Нельзя формулировать национальную идею без учета менталитета социальных групп украинской нации. Существует на мой взгляд несколько уровней менталитета:
2.1. менталитет западнофильства и славянофильства;
2.2. менталитет людей, рожденных и достаточно долго живших в СССР (от 60 и старше); здесь особое понимания взаимоотношений государства (великого государства) и его граждан;
2.3. менталитет людей, рожденных в СССР и проживших определенное количество лет до начала «перестройки» (30-60 лет);
2.4. менталитет людей, рожденных в перестроечный период (20-30 лет);
2.5. менталитет молодежи после «перестройки» и распада СССР (15-22 года); здесь появились особое моральные (аморальные) ценности и позиционирование по отношению к государству;
2.6. капиталистически менталитет (независимо от возраста);
2.7. чисто преступный (уголовный) менталитет.

3) Степень взаимоотношений государства (Власти) и народа, которая связана со степенью защиты государством интересов социальных групп; Украинское государство достаточно резко отказалось от защиты основной части своего народа, пустив его на самообеспечение; в этом случае трудно рассчитывать на благодарную отзывчивость и ответную заботу, особенно, когда государство заботится об интересах богатых классов, наживших свое богатство на 99% неправедным путем; все это связано и с тем, что интересы гражданина, социальных групп и государства не всегда совпадают; степень совпадения как раз и зависит от государства, основная функция которого и заключается в регулировании внутренних взаимоотношений; государство Украины отдало в руки самих людей улаживание взаимоотношений; и люди сами решают, как им поступать: воровать, применять незаконную силу (вплоть до убийства) или обращаться в суд; но при судебном беспределе и отсутствии уважения к Закону последний путь превращается в издевательство над людьми (бесконечные откладывания заседаний, противоречивые решения судов различных инстанций, моральное и физическое давление и пр.);

4) Западная демократия очень дорого стоит; демократия высокоразвитых стран фактически финансируется всем остальным миром; демократия в Украине – это игра детей во взрослых: внешне похоже, а суть и не важна; главное, чтобы обертка была похожа или отвечала западным стандартам; у Украины не было и не будет средств на подлинный уровень западной демократии; напрасны надежды на то, что Запад будет финансировать нашу демократии;

5) Не важно, какие государственный строй и политический режим; важно, насколько народу комфортно в этом государственном строе и политическом режиме;

6) Защита государством Украина интересов богатых классов связана с интеграцией в мировой капиталистический рынок: бизнесгруппы, вошедшие во Власть или влияющие на Власть, таким образом, защищают (пытаются защитить) свои «национальные» интересы на мировой арене; только государство и собственная экономическая мощь может их защитить; однако собственная экономическую мощь можно развивать и укреплять только за счет внутренних ресурсов (в т.ч. за счет дешевой рабочей силы, которая и обеспечивает конкурентную способность на внешнем рынке);

7) Взяточничество (взяткодавательство) – это исторически сложившееся явление; нынешняя коррупция – это дальнейшее развитие взяточничества; взяточничество и коррупция связана с текущими (сегодняшними, кратко и среднесрочными) интересами отдельных лиц и групп; эти явления опять-таки вытекают из-за нечеткого выполнения своих функций государством (простота, прозрачность выдачи решений; правовое. Социально экономическое обеспечение статуса госслужащего);

8) Госслужащий (чиновник) будет творить произвол до тех пор, пока на законодательном уровне не будет принят закон о его статусе, положения которого должны максимально жестко ограничить функции и сделать максимально невыгодным преступные действия; если в рыночной экономике должен действовать принцип – все разрешено, что не запрещено, то чиновники законодательно должны быть ограничены в своих действиях (только то, что разрешено законом, в котором до мельчайших подробностей все прописано);

9) Большая проблема заключается в том, что многие проекты законом люди (в т.ч. чиновники) пишут под себя. В этом случае трудно ожидать оптимальных решений.

10) Понятие пользы. Сейчас под этим понимают только личную пользу. Президент Германии Людвиг Эрхард сказал, что: а) действия бизнеса должны приносить пользу экономике страны; б) Преступление, когда в результате реформ богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее».

Исходя из вышеприведенного, необходимо разработать действия (шаги) Власти, предваряющие обнародование национальной идеи. В конечном итоге это пойдет на пользу всем.
10.02.2007 г.