Человек для Человечества. Человечество для Человек

Александр Бутюгин
Экономика Человечества базируется на природных ресурсах и человеке. Это нашло отражение в краеугольном законе экономики – Законе ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Однако вторая часть закона относится не к человеку (как это часто трактуется), а именно к Человечеству в целом. Это связано с тем, что жизнь Человечества, в принципе, бесконечна со сменой поколений. Человек смертен, но он, рождая себе подобных, делает Человечество практически бессмертным.
Человек на Земле выступает в трех главных ролях:
- субъекта биологического вида;
- субъекта социального;
- субъекта экономического.
Первую роль Человек играет в естественной Природе. Вторую и третью роль Человек играет в обществе и техногенной Природе, им самим и созданными.
1
На начальном этапе своего существования Человек был звеном биологической цепи, подчиняясь гармоничным законам Природы. Гармоничность Природы заключается в завершенности (зациклинности) всех ее материальных и энергетических процессов, а также в Принципе минимизации энергии. В Природе все потребности оптимизированы и минимизированы, а ресурсы возобновляемы. Энергетические потребности удовлетворяются внешним источником - Солнцем. Все в Природе основано на равновесии.

В Человеке, как частице Природы, генетически заложены ее законы. Однако при создании искусственной или техногенной Природы Человек практически не мог их реализовать, а только имитировать. Человек не может применить Принцип минимизации энергии. Главной причиной этого явился выбор источника энергии - огня, который являлся неравновесным процессом. Огонь помог Человеку выжить, как виду, в Природе. Помог выделиться из Природы, получить металлы и сплавы, изделия их них. Огонь обеспечивает работу двигателей внутреннего и внешнего сгорания.

Огонь помог создать техногенную Природу, порабощая и уничтожая Природу Земли. Сегодня Человек с помощью огня, прямо и косвенно, угрожает не только существованию Природы Земли, но и существованию самого Человечества, так как огонь практически уничтожил все запасы органического топлива, которые Природа создавала в течение сотен миллионов лет. Огонь привел к фактически глобальной экологической катастрофе.

Человек, возомнив себя царем Природы, сумел только копировать (часто бездарно) изобретения Природы, затрачивая при этом огромную энергию. Человек и Человечество в погоне за выживанием и удовольствиями выделились и поднялись над Природой, совершенно забыв о том, что его искусственная техногенная Природа полностью зависит от нее:
из Природы Земли черпаются все материально-энергетические ресурсы и
все отходы сбрасываются в нее. Человек не смог создать равновесных, завершенных и зацикленных технологических процессов.

Потребности же Человека, как чисто биологического субъекта, не столь и велики.
2
Человеческое общество, как элемент техногенной Природы, - это также крайне стилизованный оттиск природного биологического сообщества. Природное разнообразие и иерархии здесь заменены нациями, народами, расами, социальными слоями и сословиями, производственной, административной, финансовой, властной иерархией и т.д. И конкуренция за выживание идет внутри Человеческого общества. А цели жизни каждого человека связаны в первую очередь выживанием как индивидуума и вида.
Борьба за выживание в Природе и борьба за выживание в человеческом обществе (техногенной Природе) имеют определенное внешнее сходство. И это внешнее сходство часто пропагандируется в человеческом обществе.

На самом деле борьба за выживание в Природе не выходит за рамки саморегуляции: ни одно из звеньев биологической цепи не идет на уничтожение другого, так как это может привести к разрушению и гибели всей цепи. В Природе борьба за выживание особей и видов направлена на выживание самой жизни (живой материи). В Природе практически всегда сохраняется динамическое равновесие между ресурсами и популяциями.

В техногенной Природе и Человеческом обществе такое равновесие отсутствует. Здесь происходят исключительно неравновесные процессы, которые постоянно приводят к дефициту материально-энергетических ресурсов. В результате и был сформулирован главный закон экономики – Закон ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей.

Хотя на Земле достаточно ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей каждого человека и Человечества в целом, но недостаточно ресурсов для удовлетворения всех человеческих удовольствий и фантазий.

В человеческом обществе (техногенной Природе) жизненные потребности человека могут изменяться с изменением его социального положения. Более того, жизненные потребности часто являются стимулятором изменения социального положения. В свою очередь социальное положение определяет поведение и новые жизненные потребности.

На низшем (рядовом, гражданском) уровне поведение, потребности, цели и интересы человека совпадают с потребностями, интересами Человеческого общества. По мере продвижения по социальной лестнице интересы человека вступают в противоречие, и даже конфликт с интересами общества. Наиболее это характерно для предпринимательства в производственной сфере, когда человек ради прибыли идет сознательно на экологические, социальные и финансовые преступления, нанося ущерб обществу в целом. Чем более богатым становится подобный человек, тем более у него появляется желание влиять на общество с извлечением пользы для себя. В итоге деятельность одного или нескольких таких людей приводят к отрицательным явлениям для всего общества, что, в конце концов, начинает влиять и на сферы его деятельности. В результате они распространяют свой бизнес за пределы своих национальных сообществ, чтобы уменьшить опять-таки собственные риски. Но здесь возникают риски для Человечества в глобальном масштабе. Примерами такой деятельности могут служить известный бизнесмен Сорос, транснациональные корпорации. Создается порочный круг, разорвать который очень трудно, но Человечество должно выработать меры контроля и управления для своего блага и блага людей.
3
Как субъект экономики человек играет также три роли:
- роль трудового ресурса;
- роль производителя;
- роль потребителя.
Каждый человек и Человечество в целом являются потребителями материально-энергетических ресурсов, материальных товаров и нематериальной (духовной) продукции. В тоже время человек может быть производителем материальных ресурсов (сырья), материальных товаров и нематериальной (духовной) продукции, как и Человечество в целом. Одновременно человек является трудовым ресурсом, без которого невозможно материальное и нематериальное производство.

Если источниками материально-энергетических ресурсов и материальных товаров являются Природа Земли и искусственная техногенная Природа, то производителем и источником нематериальной (духовной) продукции являются исключительно Человек и Человечество. Для физического выживания человека нужны только материально-энергетические ресурсы и материальная продукция, но для выживания Человечества важна и нужна нематериальная (духовная) продукция.

Во второй половине ХХ века Человечество вступило в новую фазу экономического развития: на фоне дефицита ресурсов и мнимого (марочного) изобилия товаров появился дефицит потребителя. Все это привело к новой стратегии маркетинга - ориентация на потребителя (должно производиться только то, что нужно потребителю). Но реально потребителю не так уж много и надо. Поэтому маркетинг призван, как бы, открыть потребителю глаза на еще неизвестные ему самому потребности. Именно в ХХ веке в техногенной Природе и Человеческом обществе произошли парадоксальные явления:
- ограниченные ресурсы требуют рационального и экономного расхода;
- экономика Человечества для своей успешной деятельности требует расширения производства и одновременного расширенного воспроизводства трудовых ресурсов и потребителей (рождаемости);
- рост производительности труда на базе достижений науки и техники привел к резкому уменьшению рабочей силы в материальном производстве и перелив трудовых ресурсов в нематериальную сферу;
- с ростом населения растет и количество предпринимателей в материальной сфере, которые для своего выживания производят массу однотипной продукции, увеличивая расход и так ограниченных ресурсов;
- рост количества однотипных товаров приводит к их относительному перепроизводству в связи с нехваткой финансовых резервов потребителей;
- при избытке (для жизненных потребностей потребителя) количестве товаров и услуг возникает конкуренция за потребителя вообще;
- для улучшения продаж делается попытка уменьшения срока жизни товаров и увеличение товаров одноразового использования, которая приводит к усилению борьбы за ресурсы и перерасходу ресурсов;
- появляется агрессивный маркетинг, придумывающий для потребителя новые потребности и заставляющий потребителя делать не столь ему нужные покупки, но нужные для развития экономики;
- технические и технологические возможности Человечества практически достигли своего предела, что фактически привело к новшествам в производимых товарах исключительно на дизайнерском уровне;
- внедрение информационных технологий создало виртуальную иллюзию некоего прорыва в технологическом плане, однако экономика базируется на материальном производстве, технические и технологические возможности которого подошли к своему пределу.

Человек и Человечество фактически загнали себя в порочный круг. Даже технические и технологические прорывы в материальном производстве не помогут решить проблему этого порочного круга, пока Человечество не изменит своего отношения к Природе и не изменит свою стратегию неравновесных процессов.

Человек, создав искусственную техногенную Природу и Человеческое общество, выпал практически их биологической цепи Природы, при этом разрушая ее остальные звенья. Человечеству, чтобы выжить, необходимо ощутить себя единым целым и стать им. Ощутить себя единым целым и с Природой. Можно и дальше строить и развивать неравновесную техногенную Природу и разрушать Природу Земли, а, разрушив, выйти в Космос и использовать ресурсы Солнечной системы, тем самым, вступив в противоборство с гораздо более сильной Природой Космоса, Природой материи.

Выиграть в этом конфликте у Человечества шансов нет. Чтобы выжить, спасти себя и Человека, Человечество должно измениться еще на Земле.
4
Человек – это частица Человечества, но Человечество – это нечто большее, чем просто сумма своих частичек. Это еще пока не целостный и единый живой организм, преследующий своей целью выживание на Земле и в Природе разумной жизни. Сегодня это конгломерат общественных образований - государств, союзов, наднациональных организаций, которые конкурируют между собой за ресурсы. Процесс глобализации, формально объективный процесс, направленный на создание (формирование) единого целого мирового сообщества – в полноценном понимании Человечества, которое удовлетворит потребности каждого человека (гуманное Человечество).

То, что процесс глобализации должен привести к созданию единого мирового организма-сообщества - это однозначно. Однако будет ли это всемирное Человечество гуманным ? На сегодня существует вероятность двух сценариев глобализации с образование Гуманного Человечества или всемирной Диктатуры ( примеры которой показаны в произведениях фантастов и в фантастических фильмах). Весь предыдущий мировой опыт свидетельствует, что борьба за ресурсы всегда сопровождалась военными конфликтами. Сегодняшний мир построен иерархически: на вершине пирамиды находятся государства с израсходованными запасами ресурсов, имеющие максимальные блага и уровень жизни, потребляющие более 80% добываемых материально-энергетических ресурсов Земли, а основание пирамиды – это страны с запасами ресурсов, 2/3 населения Земли и с минимальным жизненным уровнем. Нижняя часть пирамиды, естественно, хочет поднять свой жизненный уровень, но не имеет такой возможности. Вершина пирамиды хочет поддерживать (по крайней мере) достигнутый уровень и не хочет им поступиться в пользу нижней части. Ибо такое действие приведет к дестабилизации социально-экономической жизни высокоразвитых стран. Высокоразвитые страны стремятся улучшать жизнь своих сограждан еще и путем улучшения экологии за счет переноса всех вредных и не очень материальных производств ближе к источникам сырья и энергии. Сегодня в высокоразвитых странах 8% трудоспособного населения достаточно для работы в сфере материального производства.

       Кроме того, все большее влияние приобретают транснациональные компании и финансовые институты, которые имеют бюджеты, превышающие многократно бюджеты абсолютного большинства стран, что позволяет им осуществлять свое влияние практически на все страны.

       Таким образом, процесс глобализации идет на фоне колоссальной поляризации уровней жизни и потребления, при явном стремлении высокоразвитых стран сохранить их уровень жизни, но и упрочить его и сохранить. В такой ситуации конфликты просто неизбежны. А это значит, что вероятность установления мировой Диктатуры все более возрастает.

       Есть еще и третья альтернатива - третья мировая война, которая, если не уничтожит все Человечество, то максимально его сократит с одновременным отбрасыванием в культурно-цивилизационном плане назад.