Апелляция к аргументу счастья

Олег Откидач
Я с этим постоянно сталкиваюсь. Когда я представляю свою точку зрения, своё убеждение, своё мнение по какому-либо вопросу, я зачастую сталкиваюсь с возражением следующего типа: "Ваше мнение - неверно, потому, что оно не приносит Счастья. Я разделяю иное убеждение и я Счастлив".

Людям всерьёз кажется, что то, насколько они (и я) Счастливы имеет прямое отношение к Истинности их (и моих) мнений. Люди постоянно путают Истину и Пользу, Истину и Счастье - я не устану это повторять. Людям кажется, что Истина должна, обязана приносить Пользу, приносить Счастье. Ну, а если Истина мешает Счастью - то, значит, и не Истина она вовсе. Вот так люди рассуждают.

Между тем, Истинность какого-либо суждения не имеет никакого отношения к Полезности этого суждения, к его способности приносить Счастье.
Например, Истинное суждение "Отец данной маленькой девочки умер" вполне вероятно окажется при сообщениии его этой маленькой девочке Вредным, способствующим её Несчастью. Но, однако же, оно не перестанет в связи с этим быть Истинным.

Люди элементарно склонны путать вопросы Истины с вопросами Ценностей. Людям кажется, что всякое их мыслительное усилие имеет целью достичь чего-то важного с точки зрения их Ценностей. И, в частности, с точки зрения ценности Счастья. И если мысль выглядит угрожающей их Ценностям, они её отвергают. И готовы даже обозвать её неверной, неистинной. Хотя на самом деле истинность мысли их в данном случае вообще не волнует. Их волнует её ценность.

Я - Учёный по натуре, я так устроен, что Истина и является одной из главнейших Ценностей для меня. Поэтому меня всегда мало волнует Полезность мысли, меня волнует её Истинность.
И поэтому апелляция к аргументу счастья всегда представляется мне неадекватной, не соответствующей моим целям. Меня интересует достижение Истины. Принесёт ли оно мне Счастье - меня волнует мало. Меньше, чем вас, бандерлоги.

Вот, скажем, когда я рассказываю о своей картине мира - я говорю о сугубо позитивных вещах. О том, как устроен мир. Я претендую на то, что мои представления о мире Истинны. И - что важно! - ни на что больше! Я не претендую на то, что мои представления о мире способствуют достижению Счастья.
Счастье - категория нормативная. Пути достижения Счастья - это не вопрос абсолютной Истины, пути эти индивидуальны, относительны.

Абсолютна - только Истина.