В поисках снежного человека

Татьяна Вишникина
       Трудно сказать, почему людей волнуют такие абстрактные вопросы, как существование снежного человека. Правда, подавляющее большинство предпочитает щекотать себе нервы, сидя в кресле перед «ящиком» или лежа на диване с газетой в руках. Но всегда находятся и настоящие энтузиасты, готовые сбивать ноги в поисках этого неуловимого существа. Туристические агентства, используя повышенный спрос, разрабатывают специальные маршруты, где любители пешеходного туризма под руководством опытного инструктора могут обнаружить в болоте наполовину расплывшийся след или клочок шерсти среди нагромождения камней. Разочарованные туристы, не желая ударить лицом в грязь перед приятелями, спустившись с гор рассказывают вымышленные и малоправдоподобные истории о ночных встречах с человекоподобными существами, зрачки которых излучают неизъяснимый колдовской свет.
       В 70-80 годах прошлого века киевские любители экзотики организовали больше десятка экспедиций на Памир. В основном они расспрашивали местное население, и со временем им удалось собрать небольшую коллекцию не очень впечатляющих историй о встречах с неуловимыми гоминидами. Однако даже эти скудные сведения добыть оказалось не так-то просто из-за суеверного страха - как вскоре выяснилось, среди таджиков бытует поверье, будто не только встречи с этим отвратительным существом, но даже разговоры о нем приносят несчастье.
       И все же киевлянам удалось записать одну нетривиальную легенду о снежном человеке, услышанного от случайного попутчика. Из нее следует, что таджики в древности не только не боялись снежного человека, но даже использовали его в качестве убойного скота для нужд народной медицины! Чтобы получить волшебное средство от многих болезней, местные знахари убивали предварительно хорошо откормленного йети, после чего его тело подвешивали вниз головой в какой-нибудь пещере, а вход в нее заваливали камнями. Естественное отвращение не позволяет подробно описать, что с его телом происходило дальше, да это и не обязательно. Достаточно сказать, что через большой промежуток времени местные лекари выгребали из пещеры чудесное природное мумие, которым с успехом лечили своих богачей. Беднякам почему-то запрещалось пользоваться этим снадобьем под страхом смертной казни. Конечно, трудно понять, кто и с какой целью мог ввести подобный запрет, так как средство стоило баснословно дорого, и вряд ли кому-нибудь из бедняков было по карману!
       Чего только не придумывали члены экспедиции, чтобы привлечь внимание снежного человека! Почему-то решив, что йети любят музыку, один из киевлян однажды даже устроил перед сном сольный концерт неподалеку от палаточного городка. Потом, проснувшись среди ночи, он пошел исследовать окружающую территорию и унюхал какой-то неприятный запах и услышал доносившийся из-за реки свист. А утром, обнаружив возле палаток небольшой квадратный след от правой ноги, киевляне сделали вывод, что ночью взрослые йети отправили своего детеныша к ним в лагерь на разведку.
       Происходили и другие загадочные события. Какую-то девушку неизвестно кто ночью погладил по голове. Какого-то парня непонятная сила во сне переместила метра на два вместе со спальником. Кто-то ощущал подозрительные вибрации. Кое-кому якобы даже удалось увидеть снежного человека вблизи, но в подобных случаях он растворялся в воздухе словно привидение. Иногда на призывный свист киевлян кто-то невидимый издалека отвечал им похожим свистом.
       Согласитесь – все это звучит не очень убедительно.
       Путаницу в вопрос о существовании снежного человека вносят не только честные энтузиасты, но и обыкновенные любители розыгрышей. Относительно недавно в печати появилось сообщение о том, что знаменитые видеокадры Роджера Паттерсона, запечатлевшие гигантскую самку йети – искусная подделка, сделанная по заказу Рэймонда Уоллеса. Оказалось, что заказчик был также автором и исполнителем другой – более ранней, но не менее громкой мистификации. Начало активных поисков снежного человека в Америке относится к 1958 году, когда строительная компания Уоллеса прокладывала дорогу в лесах Северной Калифорнии. И начало им положил ни кто другой, как сам Уоллес. Однажды его посетила с виду невинная идея выстрогать из дерева громадные ступни и прогуляться в них по строительной площадке, которую он с успехом и осуществил.
       Теперь уже невозможно узнать, зачем он все это затеял. Неизвестно так же, предвидел ли он результаты своих проделок. Скорее всего, нет. А результаты были, причем немалые. На пике возросшего интереса к гоминидам нашлись деньги на организацию научных экспедиций в Тибет и на Кавказ. Снежного человека они так и не нашли, зато успешно решили множество других научных проблем. Американский городок Юрека, возле которого «разгуливал» мнимый гоминид, стал местом паломничества туристов. Строительная компания Уоллеса, благодаря неожиданной рекламе, тоже не осталась в накладе. А поиски йети на Американском континенте продолжаются до сих пор.
       Зато для горцев Тибета и Гималаев существование йети – непреложный факт. Первые письменные упоминания о нем, которые о них относятся к XI-XII векам н.э, оставил тибетский мистик и поэт Миларепа. Но самые точные сведения приводят шерпы. По их утверждению, в горах обитают три вида снежного человека. Самого большого из них называют «чути». Этот снежный человек, похожий на гималайского медведя, обладает ростом до двух с половиной метров и живет высоко в горах. Он спокойно может расправиться с овцой и даже с яком. Чути редко встают на ноги и чаще передвигаются на четырех лапах.
       Второй вид йети – мидре; именно о нем говорил Миларепа в своей двадцать шестой песне. Мидре имеет небольшой рост, ходит на двух ногах, и предпочитает нападать не на животных, а на человека.
       Самые маленькие йети – дрема. Сами по себе они мирны и невинны, как дети; однако шерпы относятся к ним не лучше, чем мы к черной кошке. Несмотря на суеверный страх перед этими неуловимыми тварями, непальцы однажды предприняли отчаянную попытку выманить их из леса и сфотографировать. Для этого на магнитофонную пленку был записан свист снежного человека – его сымитировал один старик с севера Сиккима, хорошо разбиравшийся в повадках йети. К сожалению, попытка окончилась неудачей. По-видимому, дрема почувствовали неладное и не отозвались на призыв.
       Скальпы снежного человека храниятся во многих тибетских монастырях. Новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари выпросил на время один такой скальп в Тьянгбоче – монастыре у подножия Эвереста. Его исследовали специалисты из Лондона, Парижа, Чикаго. Увы, скальп оказался подделкой…
       Однако непальцев подобные неудачи не смущают. Мало ли на свете подделок – ведь сами по себе они ничего не доказывают! В стране принят закон, запрещающий охоту на снежного человека, на официальные карты нанесены места его обитания. Изображения йети повсюду – на марках, на сумках, на стенах храмов… Но это еще не все. Совсем недалеко от столицы Непала Катманду, в деревнях Крумджа, Джарлинг и Лапа живут не менее сотни… потомков снежного человека!
       Первый получеловек - полуйети появился на свет не так давно – всего каких-нибудь сто лет назад. Все началось с того, что один охотник из деревни Крумджа ушел на охоту и пропал. Вернувшись через три года, он рассказал, что его похитила женщина-йети, от которой у него есть двое детей – мальчик и девочка. Когда охотнику удалось усыпить ее бдительность и сбежать, йети бросилась за ним вдогонку. Не найдя благоверного в деревне, она в приступе ярости убила свою дочь и вернулась обратно в лес. А сын стал родоначальником ныне здравствующих потомков снежного человека. Непальское гражданство ему удалось получить только на склоне лет.
       Если непальцы уверены в существовании йети, то европейцам, как обычно, нужны доказательства. А вот с ними как раз дела обстоят неважно - самыми серьезными из них до последнего времени оставались отпечатки голых ступней на снегу. Первое задокументированное наблюдение относится к 1921 году. Они были обнаружены на высоте 6700 метров полковником Говард-Бэри на перевале Лхакпа-Ла. Носильщики сообщили ему, что следы принадлежат «отвратительно пахнущему снежному человеку», и, отбросив неблагозвучные эпитеты, европейцы ввели местное название в обиход.
       Однако, первые фотографии следов снежного человека появились только через шестнадцать лет. Они были сделаны альпинистской экспедицией Ф.С. Смита на высоте 5170 метров. Участники экспедиции утверждали, что йети наведывался даже к ним лагерь. В последствии следы снежного человека видели и другие известные альпинисты, а в 1974 году поляк Анджей Завада при восхождении на пик Лхоцзе, сделал не только снимки, но и слепки следов йети.
       Однако одно наличие таинственных следов на снегу еще не доказывает, что они принадлежат именно йети – ведь даже самый свежий след на солнце довольно быстро меняет свои очертания.
       Гораздо более вещественной оказалась находка, сделанная не так давно на Алтае. Как часто бывает, удача выпала человеку, который о ней даже не думал. Барнаулец Сергей Семенов во главе группы альпинистов совершал восхождение на Северо-Чуйский хребет. Спускаясь с горы, он увидел покрытую шерстью лапу, и удивленный ее формой, он отдал ее на рентген в Алтайский аграрный университет. Рентген показал, что она принадлежит неизвестному науке прямоходящему животному.
       Решительные поиски снежного человека намерено провести правительство малазийского штата Джахор. С ноября 2005 года население штата взбудоражено рассказами трех рыбаков, якобы видевших целую семью йети. Следы, оставленные снежными людьми, были около 45 сантиметров в длину, а судя по высоте, на которой они повредили ветви деревьев, рост некоторых из них достигал целых трех метров!
       По сообщениям прессы, глава правительства штата Абдул Гани Осман намерен направить по большим следам йети экспедицию. Она будет состоять из двух команд, одна из которых обследует национальный парк Эндау-Ромпин.
       Малайзия – первая страна в мире, которая собирается приступить к официальным поискам снежного человека.

 2006 г.