Счастье

Олег Откидач
Тысячу раз я читал об этом: "Живи! А не - Готовься жить". И, тем не менее, я именно готовился жить. Долго готовился. Лет эдак 15, наверное, не меньше, я не жил, а готовился жить.
Я Ждал. Ждал, когда увижу какое-то Решение, какой-то просвет. Мечтал. Мечтал о том, что уеду из родного города; потом - о том, что уеду в Америку...

Интересно то, что я и сейчас Жду. Мечтаю. Уже не столь далеки от реальности мои мечты. Но факт в том, что я всё ещё мечтаю...
О Любви мечтаю.
О любви, которая даже в самом идеальном случае, даже если будет Она вот именно такой, какой мечтается,... видимо, на третий месяц (неделю, год, день?) своего осуществления превратится в нечто очень рутинное, встроенное в повседневность, очень простое...
Возникает даже вопрос: а стоило ли тратить восемь месяцев своей небесконечной жизни на поиски такой вот херни, как любовь? И стоит ли тратить ещё месяцы (годы?) ?
Впрочем, немедленно возникает и ответ Конечно, стоило. И стоит.
По той простой причине, что больше мне - делать всё равно нечего.

Но я сейчас о другом хотел...
О том, что вот в этом бесконечном Ожидании проходит жизнь. Прошла уже. Наполовину.
И вот это вот Ожидание - и было моей жизнью.
И те радости, которые в ней были - они-то и есть всё, что я получил в своей жизни. НИХЕРА У МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕТУ. И, вполне вероятно - НЕ БУДЕТ! Вот что интересно.

Так, может быть, стоит улыбнуться благодарно этим моментам; вспомнить их, вспомнить с тем вниманием, с тем своим личным благоговением, умилением которого они, вполне вероятно, заслуживают?

29 октября 1996 года. Манафов - Откидач. Сицилианская защита. Атака Созина...
И два года шахматной аскезы до этого.
Два года, когда всё своё время, все силы, всю жизнь я вкладывал только в Шахматы. Когда я бесконечно читал шахматные книжки, бесконечно играл с компьютером серьёзные многочасовые партии. Сотни партий! Пять сотен партий или около того...
Вы смогли бы сыграть пять сотен многочасовых партий с компом? Вы смогли бы прочесть сотню томов шахматной литературы? Смогли бы потратить на это два года своей молодости?
Смогли бы сделать всё это, абсолютно точно зная, что всё это бесполезно, БЕССМЫСЛЕННО, неспособно принести вам ни бабок, ни статуса, НИ-ЧЕ-ГО!? Смогли бы?
Нет, конечно!
Ибо для вас это - глупость.
А для меня - это не было глупостью! Это была - МОЯ ЖИЗНЬ.

Два года...
И я вошёл в клуб Чигорина...
Городской Шахматный Клуб имени Михаила Ивановича Чигорина, бандерлоги! Вы знаете, кто такой Чигорин? *** с два вы знаете, кто такой Чигорин...
Я вошёл в клуб Чигорина.
Я вошёл туда так, как мог бы входить провинциальный художник в Лувр. Или в Эрмитаж. Как музыкант мог бы входить в "Ла Скала". Как д'Артаньн шёл к де Тревилю, так я шёл в клуб Чигорина. Д'Артаньян потерял свои рекомендательные письма. А мне и потерять было нечего...
Я пришёл в Храм.
Я пришёл туда, где ИГРАЛИ ВЕЛИКИЕ. Там, в клубе Чигорина выигрывали первенства Ленинграда мои сэнсэи, мои учителя, фантомы из моих книжек, Чемпионы Мира и Претенденты. Ботвинник, Спасский, Корчной, Карпов... Они ТОЖЕ входили в этот Клуб. Они ТОЖЕ открывали эту дверь. Они ТОЖЕ поднимались по этой лестнице...

Я записался в рядовой турнир первого разряда. Первый официальный турнир в моей жизни. Чтобы стать перворазрядником (ПЕРВОРАЗРЯДНИКОМ! - боже, как сладко это звучало - настоящим Перворазрядником!) мне нужно было набрать 50% очков в одиннадцати партиях турнира. То есть - выиграть партий не меньше, чем проиграть.
Два года моей жизни. Я хотел знать, чего они стоили, эти два года.

30 сентября 1996 г. я сыграл первую из этих одиннадцати партий. Я её выиграл...

К 29 октября 1996 года я сыграл десять партий. Пять побед и пять поражений. Я тогда совершенно не умел делать ничьих...

29 октября 1996 года я вышел на последний, одиннадцатый тур. Мне нужно было узнать, чего стоили два года моей жизни...

Манафов - Откидач. Сицилианская защита. Атака Созина.
В сложной, счётной позиции с моим перевесом я зевнул удар соперника. Это бывает. Я вынужден был расстаться с фигурой. Проще говоря, я попал в задницу. А вместе со мной туда попали и два года моей жизни.
Но у меня сохранялась контригра. На доске был довольно острый эндшпиль.
И я его запутал! Он просчитался, и фигуру я вернул. Возник эндшпиль уже с большим преимуществом у меня.
Партию я закончил эффектно - жертвой целой ладьи! В позиции на диаграмме я сыграл
1... Л:b2+!
2.Л:b2 Л:b2+
3.Кр:b2 е2!
Лишняя ладья белых бессильна помешать превращению чёрной пешки в ферзи.
Белые сдались.
Два года моей жизни были потрачены не совсем зря. Я научился играть в шахматы. Я научился играть в шахматы на уровне первого разряда. Я это доказал.
Доказал 29 октября 1996 года. В партии Манафов - Откидач. Сицилианская защита. Атака Созина...

...

Было ли в моей жизни хоть что-то, способное сравниться с той Радостью, с радостью от той победы?
Будет ли?