Бунт в дни черных полос

Елена Бэт Большакова
Боже, храни в нас нашу злость!

Именно эта строчка пришла мне в голову теплым июньским днем, когда я проснулась от того, что по телевизору наперебой твердили: «законопроект», «эмо», «готы», «запрет», «концепция», «неформалы»... Упоминание слов «неформалы» и «запрет» в одном смысловом ряду стряхнуло с меня последние остатки сна... Тут-то я и помянула добрым словом и любимую группу «Мастер», и талантливую поэтессу Маргариту Пушкину. «Мы видим дни черных полос. Боже, храни в нас нашу злость!» — точнее и не скажешь. Хотя нет, я залезла в интернет и в одном из ЖЖ нашла более точное определение: «совок вернулся!»
Так что же произошло? - спросите вы. А произошло вот что...


Дело было вечером, делать было нечего...

И решили наши уважаемые политики развлечься. На такие мелочи, как поднятие прожиточного минимума, пособий, пенсий и прочие «стариковские» проблемы парламентарии решили не размениваться, а сразу же приступить к главному: заняться духовно-нравственным воспитанием российской молодежи. А именно: они разработали проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей». В котором, в частности, предлагается ввести «запрет появления в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, учреждении среднего или высшего профессионального образования обучающихся и иных лиц в явно узнаваемом и очевидно идентифицируемом макияже, одежде и атрибутике «гота» и «эмо». Парламентарии пеняют на «суицидальность» и «депрессивность» представителей данных субкультур. Полагая, видимо, что запретительные меры их развеселят...

Любому, кто хоть мало-мальски знает социологию, психологию и педагогику, понятно, что это ничего не даст. Огорчает одно: знают эти дисциплины, как оказалось, не политики, а лишь журналисты да любители поболтать в Сети. Большинство СМИ и практически все интернет-сообщество выступило против данного проекта, а конкретно — против пункта о готах и эмо. Доводов было два. Первый: молодежные субкультуры существовали в том или ином виде всегда. Причем не только для того, чтобы взрослых позлить. Неформальные объединения, по мнению психологов и социологов, нужны молодежи для социализации, самовыражения, развития. С субкультурщиками всегда пытались бороться, но результат был нулевым либо обратным. Вспомним 60-ые — 80-ые годы прошлого века с их гонениями на хиппи, панков, металлистов... Эти неформалы и по сей день никуда не делись. А Советский Союз?... Из этого пункта вытекает и следующий, основывающийся на подростковой психологии: запрет определенных субкультур приводит лишь к популярности и романтизации их представителей: этаких борцов за свободу. А ведь для подростка сладок любой запретный плод. И можно прогнозировать, что эмо и готов расплодится еще больше (радуйтесь, друзья-неформалы, нашего полку прибыло!) Теперь ими станут любые мальчишки и девчонки, которым просто хочется побунтовать (и снова ура: в рок спустя почти 20 лет вернется его протестная, социально активная сторона!) Но, может, «сильным мира сего» все-таки стоит вспомнить горький советский опыт и отказаться от этой затеи, пока не поздно?

И не проще ли для начала, прежде чем о «культур-мультур» говорить, поднять стипендии или зарплаты? Грубо говоря, начать не с аморфных понятий нравственности, а с более осязаемых денежных вливаний. И когда достаток большинства российских семей повысится, то постепенно начнут появляться и духовность с нравственностью, в том числе и среди молодежи. А то голодному брюху как-то не до высоких материй. Но пока — дело было вечером, Думе делать нечего...


Stand and fight!

Думе, видимо, и правда заняться нечем, а вот у меня последние недели были просто бешеными - я стала рассылать свое вышеизложенное мнение о концепции в разные инстанции: в Общественную Палату и остальным учредителям проекта, «Единой России», в газеты-журналы, на новостные сайты, рок-порталы и в ЖЖ... Вариации были разные, но все сводилось к одному: необходимо пересмотреть скандальный пункт «Концепции...» либо вовсе отменить его.

Вот так и начался мой период «рока эпохи протеста». Знаете, а ведь я об этом мечтала с 12 лет, как только стала металлисткой. Бывало сижу, слушаю свой любимый тяжмет и думаю: вот бы неформалов запретили, как в советское время, я бы собрала орду металлюг и подняла бы их на бунт, на восстание, на баррикады... И все было бы круто, как в песнях группы «Manowar»! «Stand and fight!» и все в этом роде... Но тут обычно в комнату заходила мама и прерывала мои мечтания словами: «Лена, сделай тише и вынеси мусор!»

И вот, вроде бы теперь - десять лет спустя - есть реальный повод для протеста: субкультурщиков наконец-таки зажимают, да еще как: посягнули на наше право самовыражения, самоопределения и прочие конституционные права! Но бунтовать мне что-то расхотелось: стало просто грустно, больно и тяжело. И это все - от осознания того, что политики пытаются перекинуть всю вину за «падение нравов» на неформалов: и за наркоманию, и за детский алкоголизм, и за ранние половые связи... Тут уже вспоминается «Алиса»: «Как один — социально опасны, и по каждому плачет тюрьма...» Вот только, извиняюсь, на улице лето 2008 года, и заявления из серии «ату их, ату!» слушаются как-то нелепо. Хотя...


Убить государство в себе

19 июля, полдень. На площади Революции (какое подходящее название!) г. Красноярска стоят неформалы: кто-то с плакатами, а кто-то — с демонстративно заклеенными ртами. Что это такое? Уж не бесплатный ли концерт а-ля фрик-шоу устроил один из известных красноярских панков, лидер рок-группы «Паранойя и Ангедония» Андрей Сковородников? Ан нет! Хотя и он, родимый, тоже здесь. А вместе с ним - более 200 представителей различных молодёжных субкультур – от эмо и готов до панков и металлистов. Это они не тусоваться пришли, а выразить свой протест относительно того самого законопроекта «О нравственном воспитании молодежи».

Негативная оценка субкультур, а также вменяемые их представителям несуществующие «грехи», т.е. по сути грубое оскорбление неформальной молодежи со стороны народных избранников, вызвали ответную реакцию. «В сторону власти в обществе слышится всё больше и больше упреков о том, что мы скатываемся в «совок», вбирая из ушедшей казалось бы эпохи все самое худшее, мало обращая на то светлое и прогрессивное, что там было. И намечающаяся борьба с неформалами тоже родом оттуда. Понятно, что в народе приятнее видеть однородное, покорное и послушное стадо, но общество всегда рождало ярких личностей, во многом они и являлись теми людьми, что стояли в авангарде развития и культуры, и науки, и всего мироустройства в целом. И борьба с ними пойдет не на благо государства, каких то общественных устоев и так далее, а как раз во вред. Причем, и занятием она будет совершенно бесперспективным, вызвав скорее протестные настроения среди ещё одних кругов населения. Мы это уже проходили в конце 80-х. И где те чиновники, что боролись с неформалами и в каких значимых и неординарных личностей выросли те, кто подвергался гонениям?» - справедливо вопрошал Сковородников. А надписи на плакатах гласили: «Нет стадному инстинкту!», «Зачем думать одинаково?», «Субкультура – это культура», «Убей государство в себе!»... Последняя фраза, как вы знаете, принадлежит лидеру «Гражданской Обороны». Я понимаю, что так говорить нельзя, но... Наверное, хорошо, что Летов не дожил до всего этого. Ведь такое государство, где все решается при помощи запретов, так просто не «убьешь». Оно само «убьет» кого угодно. А потом съест и облизнется, выплевывая ошметки напульсников и косух...


Мы вместе!

Беглый мониторинг СМИ показал, что акция протеста была освещена журналистами в основном либо нейтрально, либо позитивно. А главное — что корреспонденты вообще явились на митинг и рассказали о нем в прессе и интернете. И есть надежда, что нам вернут право на самовыражение. А не вернут - так сами возьмем! На то мы и неформалы. Запрещали нас, запрещали - но без толку.

Главное — быть вместе и не молчать. Молчать вообще не советую: ведь иначе новые "нравственные" поправки введут уже в июле 2009 года. И у меня есть идея: готы, эмо, панки, металлисты и остальные неформалы и субкультурщики! Не ленитесь, высказывайте свое имхо об этой «наигуманнейшей» концепции: комментируйте в новостных лентах, в своих ЖЖ, на форумах, пишите письма учредителям проекта (это не сложно: на сайтах государственников есть раздел «обратная связь»). Если у вас спросят об этой проблеме журналисты - не стесняйтесь, высказывайте свою позицию! А еще лучше — собирайте в своих городах инициативные группы и устраивайте акции протеста наподобие красноярской. Главное — делайте это в рамках закона, дабы не плодить стереотипы о «неформалах-преступниках». А если что-то непонятно в организационных моментах — пишите активистам-красноярцам и спрашивайте, вам помогут. И тогда, я надеюсь, нас услышат и не реализуют этот проект, зажимающий свободу личности.


Sad but true

В связи со всеми этими событиями у меня возникло двоякое чувство. С одной стороны — грустно. Нас обвиняют, нас запрещают, нас выставляют наркоманами, самоубийцами и моральными уродами... Нас - в смысле не только готов и других нефоров — всю современную молодежь. Политики нас искренно считают потерянным поколением, которое уже не спасти, и хотят оградить от нас тех, кто еще не родился. Получается, мы — чье взросление пришлось на 90-ые годы, - неудачный эксперимент, пушечное мясо. Но, простите, реформы 90-х годов проводили не мы, а они, наши обвинители. И что выросло из нас в результате «трансформации российского общество» – то выросло. Но «власть имущие» упорно хотят сделать козлов отпущения именно из молодых. «Sad but true», - как спел однажды Джеймс Хэтфилд. Грустно, но правда...

А с другой стороны — мне радостно. За это время я познакомилась со множеством интересных и неравнодушных людей: с панками и журналистами, с готами и бывшими диссидентами, с музыкантами и поэтами... В «мирное» время мне бы это точно не удалось: было бы все некогда и не до этого, быт засосал бы... А так: романтика, активность и смелость через край. Я даже гопников побаиваться перестала — они мне показались сущими ангелками по сравнению с некоторыми политиками.

Еще мне радостно от того, что я знаю: не изменю своим принципам! Рок-атрибутику носила и носить буду. Это — символы моего социального статуса. Я так ходила в школу, я так сидела на лекциях в университете, и в аспирантуре защищать свои научные труды я намерена в таком же виде. Кому не нравится — пусть отвернется, я же не нагишом хожу. И поэтому я приму все возможные меры для того, чтобы и дальше носить свои футболки-цепи-гриндерсы на законных основаниях. А если на законных основаниях не получится, все равно буду носить. Хотя — нет, никаких «если»! Все получится.

Ведь мы молоды. Каждый из нас — яркий и особенный! Мы - живые, и уже этим сильнее мертвой бюрократической машины. Проявляйте себя, будьте собой - и мы добьемся своего! А если будет особенно грустно — подойдите к свои хипповавшим и панковавшим отцам или братьям. Они вам расскажут про множество своих «подвигов»: и как потаенными путями на концерты ходили, и как с люберами дрались, и как косухи самостоятельно клепали... Так что не мы первые бунтуем — и, даст рок, не мы последние.

24.07.2008.

Фото взято с www.gazeta.ru