Дениска. Жуткая смерть на воде

Сергей Пречистин
       Вчера шел мимо его дома. Все окна уже получили пластиковые рамы.
Да, все в этих старых районах обновляется.
       Здесь, в этой квартире на первом этаже, когда-то жил Дениска.
       Дениски уже нет, но о его гибели – позже.
       Мне хочется вспоминать.
       
ДЕНИСКА

  Он был единственным сыном в семье, но с ним вместе жила бабушка, и он не мог себе позволить то, что позволял себя я в школьные годы: приглашать кучу ребят и разливать в кружки спирт.
 
       Спирт я бадяжил водой, в пропорции один к одному, и предлагал всем свои дворовым приятелям.
       Пил его и Дениска. Он пьянел, как признавался, с первой же кружки. В этот момент он намеренно, с обаятельной полуулыбкой на лице, крутил глазами.
       Не то что бы я очень любил Дениску. Иногда я завидовал ему.
       Он жил в соседнем доме, то есть был парнем из соседнего двора (известные слова в песне «С чего начинаеться родина», а именно «хороший и добрых товарищей, живущих в соседнем дворе» по отношению к Дениске выглядели бы скорее как шутка).
Но учились мы в одной школе.
      Завидовал я потому, что сидел с он за партой с самой красивой девочкой девятых классов – Аней.
      Эта девочка Аня была потрясающе ухожена, у нее всегда была уникальная прическа и великолепные платья. А еще она занималась танцами, была отличницей и… надо ли говорить, что все мы были в нее влюблены?
       Дениска был одноклассником Ани, то есть ближе, чем каждый из нас. Однажды, признался, что, как и все мы, ребята знавшие Аню, влюблен в нее.
      После этого признания я все чаще с ненавистью стал смотреть в коридоре на его макушку. Меня раздражала сама ее форма: лихо, с отчетливыми очертаниями, закрученные волосы. Как и сегодня, это чувство возникало от ощущения неравной конкуренции в этом конкурсе "быть достойным Ани".
       Дениска был белобрысый. То есть неполный блондин. И еще он был невысок ростом – ниже меня. И явно слабее – он опасался, что я его побью, и это, в сочетании с его макушкой, еще больше меня злило.
       Но Дениску не хотелось бить, потому что он временами был очень добрый: во двор он выносил мяч и часто приглашал к себе пить вкусный чай.
       Так, однажды вечером, его отец – высокий усатый дядя, которого я немного боялся, подал очень вкусную, без притарной начинки вафлю. Я запивал ее необычным соком, а вернее не соком, а каким-то холодным лимонным чаем (позже в рассказе маме я приукрасил, что чай был настоен на апельсиновых корках). Как приятно было в моей семье, после первой просьбы я отказывался от угощения, чтобы после второй, тут же согласиться. Помню, как уговорил меня отец Дениски: «У нас говорят так: дают – бери, бьют – беги».
      Я думал: хороший дядя кормит меня несладкими вафлями и компотом на апельсиновых очистках, но так странно воспитывает Дениску.
       Моя мама говорила по-другому: «Первый никогда не лезь, но сдачи всегда давай». Я был уверен в правильности своей философии, но не спешил открывать этот секрет Дениске – я был сильнее его и гордился этим.
       А Дениска действительно следовал заветам отца: в любой момент, когда его кто-то хотел побить, он убегал (надо сказать, бегал он быстро, размахивая в воздухе пятками). Когда все же его ловили, то Дениска никогда не дрался. Он просто терпел, сжимаясь всем своим телом, "как воробушек" - всегда думал я, но никогда не говорил эту фразу. Мне, например, видя как он сжимается, сразу же становилось жалко Дениску и, очень быстро, я прекращал любые действия по его избиению.
       Тогда я совсем не думал, что не на всех подобная его тактика будет действовать так же.
       
       Эти воспоминания – как снежный ком. Если написать одно – приходят все новые и новые. Но все же я вернусь к тому, о чем хотел написать: о его смерти.
       
       Однажды, мы пришли в школьный бассейн. Нас должны были научить плавать.
Мы переоделись и зашли в воду.
       На мое удивление – кто-то сразу поплыл. Я же первым делом схватился руками за бортик и аккуратненько двигался в начало дорожки – там было очень неглубоко и носками можно было отталкиваться от дна.
       Вода заливала мне в рот, мочила лицо и, несмотря на шапочку, я чувствовал, как заливает в уши.
       Рядом со мной у бортика оказался и Дениска.
       Как я говорил, он был ниже, поэтому даже в самом неглубоком месте он не мог отталкиваться носками от дна и так балансировать на воде. Он просто держался за бортик. Просто висел на руках, в чем ему помогала вода.
       Его лицо было зажато, глаза смотрели в одну точку.
       Освоившись в новом пространстве, я заговорил с Дениской.
       К моему удивлению он не отвечал мне.
       Он просто держался.
       Казалось, что это было все, что ему нужно для жизни: держаться и не пытаться выбраться на берег.
       Наверное, он мог выйти из воды, сказать нашему плавруку (как сейчас помню его имя – Рашид Каемыч), что он не умеет плавать и НЕ хочет учиться и пойти домой. Но Дениска терпел и держался.
       Как часто мы совершаем ненавистные нам действия, думая. что то необходимо, что они имеют какой-то смысл, терпим, не найдя к этим действиям СВОЙ ПУТЬ.
       Дениска не мог найти свой путь к тому, чтобы ОСМЕЛИТЬСЯ и поплыть.

       Рядом с нами оказался наш одноклассник - Стас. Он вовсю плавал и насмехался над Дениской.
       Со мной он не осмеливался это делать, наверное, я выглядел со стороны гораздо увереннее.   
 Но Дениска не реагировал и на шутки Стаса. Он держался.
 Позже, в раздевалке, Дениска никак не объяснял свое поведение не воде. Но перед следующей тренировкой по плаванию (на это тренировке, я уже, отталкиваясь ногами от берега, проплывал «стрелкой» несколько метров) сказал, что сегодня впервые попробует оторваться от бортика.
       Но он не оторвался.
       Ни во второй, ни в третьей, ни в пятый раз.
       Дениска все так же держался за бортик, стараясь, чтобы вода не попала ему в уши. Держался всю тренировку.
       Мне было непонятно, почему плаврук не говорит с Дениской и не учит его плавать. Он подошел к нему однажды и сказал что-то, что мне кажется, звучало очень грубо, отчего Дениска зажался еще больше.
       После тренировки Дениска становился все тем же отличным парнем, который бегает, неплохо играет в карты и стоит на футбольных воротах, но в бассейне он умел только держаться за бортик.
       Не помню, когда закончилась эта история с бассейном. Помню, только ощущение, когда я на спине, долго смотря в высокую крышу, второй час переплывал бассейн в длину. От усталости ломило в правом боку, как после долгого бега.
Но удовольствия от того что получалось, было больше.
       Эта история с очень сильной водобоязнью Дениски имеет свое продолжение.
       
       Через несколько лет, мы оказались в разных классах и повзрослели. Я встречал Дениску только во дворе и он всегда рассказывал об одной своей страсти: рыбалке. Дениска очень любил рыбалку. И рыбачил он всегда с дедушкой и очень любил об этом рассказывать.
       
       Теперь самое время.

       Около года назад я, приехал в гости к маме. Ее квартира – тот самый дом моего детства, где в соседнем дворе, и жил Дениска.
       За чаем мама мне рассказала историю, которую я не забываю вот уже год и по причине которой написал этот рассказ.
       Мама сказала мне:
 - Ты слышал.
  Она поставила чашку на стол.   
 - Денис Соболев утонул.
 - Дениска?
 - Да. Его нашли в каком-то пруду в области. Он всплыл.  Искали несколько дней... а потом сам всплыл.
 - Купаться пошел?
 - Утром он ушел на рыбалку с дедом. Когда Дед уходил домой, Денис решил остаться.
Дед ушел один. На второй день труп всплыл.
 - Он мог полезть в воду за леской... - начал предполагать я.
 - Да, Наташа (мать Дениски – Л.С.) сказала, что он не умел плавать. Говорят, что на его теле нашли синяки и ссадины, словно кто-то избил его до смерти, а потом, чтобы скрыть следы, утопил.
 
    Так что же случилось в тот день? Пришел кто-то, кто избил парня (может быть, Дениска даже пытался УБЕЖАТЬ, как учил его отец?)?
   Дениска вряд ли дрался (впрочем, я не знаю, как изменился его характер - он погиб, когда ему было уже двадцать два и мы не виделись уже несколько лет).
   Узнать правду, теперь уже нельзя.
   Даже если люди ошиблись, и приняли трупные отеки за избиения, Дениска все равно умер в воде.
   В той самой воде, которую он так сильно боялся в детстве и которая так сильно манила его рыбалкой.
       
   Возможно, уже тогда, в бассейне, Дениска, на подсознательном уровне, предчувствовал свою смерть от воды?
   Может быть, это значило, что ему всю оставшуюся жизнь нужно держаться от нее подальше?
   Или дело не в этом, а в наставлениях его отца («Дают – бери, бьют – беги») и Дениска не смог дать сдачи? Потому что не привык их давать. Он же привык убегать.
   А что если в день своей гибели ДЕНИСКА сделал это В ПЕРВЫЙ РАЗ?
       Все это для меня уж точно останется тайной.
       Но разве это так важно ТЕПЕРЬ?
 
       Когда вижу окно его спальни, я снова и снова я возвращаюсь к этой истории.
       Я давно не видел его родителей, но точно помню, что Денис был их единственным сыном.
       
       Сергей Пречистин, июль 2008