Трактовка Евангелия. Исцеление парализованного

Майя Андреева
В Евангелии от Марка, глава 2, есть такое место…

Ах! Не знаю, уместно ли на этом сайте говорить об Евангелиях?
Но, поверьте, дело не в этом! Дело не в том, как вы относитесь к Евангелиям и к христианству. Ведь не одни же христиане читают Евангелия! Дело в том, чтобы однажды совместными усилиями разобраться в одном парадоксе, который тут имеет место быть и который никто, как мне кажется, до сих пор не раскусил.

Итак, вот этот отрывок:

«Принесли одного парализованного, и те четверо, которые несли его, не могли пробиться с ним через толпу народа к Иисусу; тогда они вскрыли и разобрали крышу дома над тем местом, где стоял Он, и спустили вниз носилки с парализованным . И когда Иисус узрел их сильное доверие к Нему, то сказал парализованному: Дитя Мое! Освобождаешься ты от тяжести твоих грехов. Тут сидело также несколько книжников и упрекнули они Иисуса в душах своих: Как может он сказать такое! Это – богохульство. Кто может отпускать грехи, кроме одного Единого Бога? Иисус тотчас постиг в Духе Своем, какое возражение поднялось в их душах, и сказал: Зачем даете вы таким мыслям место в сердцах ваших? Что легче: сказать парализованному – «Освобождаешься ты от грехов своих», или же –«Встань, возьми свои носилки и ходи»? И сказал Он парализованному : Я говорю тебе, - встань, возьми носилки твои и возвращайся в дом твой. И вдруг тот смог подняться и взял носилки свои и вышел на глазах у всех. И вознеслось сознание у всех них, и прославляли они это откровение Божие и говорили: Никогда не видели мы ничего подобного».

Одним словом, исцеление было достигнуто каким-то новым способом. В общих чертах все ясно, если не вдаваться в детали. И тем не менее, сразу начинаешь спотыкаться. Создается впечатление, что в тексте словно что-то пропущено. Я не знаю ни одного человека, который не спотыкался бы на этом отрывке и мог бы дать ему вразумительное объяснение.

Во-первых, непонятно, ЧТО легче. Иисус так и не поясняет, ЧТО легче: освободить человека от грехов или прямо сказать ему: «Встань, бери свои носилки и иди». Сначала кажется, что Он имеет в виду первое, то есть, освобождение человека от грехов. Но тогда почему Он сразу же применяет второе и говорит: «Встань, возьми свои носилки и возвращайся в дом твой»? Почему Он не захотел показать, что первое действие – отпущение грехов – само по себе, без всякой добавки второго способно исцелить человека?

Давайте разберемся. Первое, что можно четко установить - это, что книжники против отпущения грехов. Они называют богохульством, когда один человек прощает другому грехи. Это однозначно, и других мнений быть не может. Отсюда можно придпи к следующему утверждению: что книжники посчитали бы вполне нормальным, если бы Иисус, ни слова не говоря про грехи, сказал прямо: «Встань, возьми свои носилки и ходи». Такая позиция книжников не вызвала бы никаких разнотолков. То есть, если бы Иисус применил магию и при помощи магического внушения «Встань, возьми свои носилки…» исцелил парализованного, они восприняли бы его магическое действие как нечто совершенно естественное. (Для них, конечно, естественное, а не для нас.)

Стало быть, книжники считают магию чем-то естественным, тем более, если ее применяет Тот, Кто хочет называть себя Богом. Вот что нам удалось установить. И если бы Иисус исцелил больного при помощи магии, то вряд ли Он удивил бы этим книжников. Вероятно, в те древние времена такие маги еще существовали, но среди присутствующих, включая Иисуса, их не оказалось. Однако почему все были так восхищены, когда Иисус все-таки применил магию? Опять не ясно.

И во-вторых, непонятно, почему, говоря, что магия это трудно и существует, мол, другой более легкий способ, Он снова возвратился к магии. Почему Бог проявил такую непоследовательность?

Все толкователи Евангелий старались обходить это место стороной и замять все возникающие в душе вопросы. Очевидно, они списывали недоразумение на неточность перевода. Я взяла это место специально из немецкого перевода Эмиля Бока, потому что в русском каноническом переводе добавлена лишняя фраза. Я повторяю: добавлена! Видно составители русского канонического тоже ломали голову и не нашли ничего лучшего, чем вставить в текст свое собственное произвольное объяснение. Вот что там написано:

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному, - говорю тебе: Встань, возьми свои носилки и иди в дом твой».

Это добавление окончательно запутывает читателя. Получается, что для прощения грехов (что может быть проще - взял и простил!) нужна какая-то сверхчеловеческая магическая власть! Чушь какая-то! И Иисусу, словно разоблаченному фокуснику, приходится оправдываться на глазах у книжников, уверяя, что у него действительно такая власть есть, и подкреплять затем одну магию другой. И никто даже не замечает, что из Иисуса сделали какого-то тщеславного мага и всесильного экстрасенца. И тогда причем здесь вообще грехи, причем здесь вера, любовь и так далее, если Бог своим собственным примером показывает нам, что надо просто применять магию! Какое это, к чёрту, христианство! Приехали, называется!

Давайте же не будем уподобляться книжникам и попробуем мыслить без магии. Возьмем простой пример из механики. Может быть, он нам в чем-то поможет.

Представьте, что у вас есть простое охотничье ружье и вам надо прицелиться в некую мишень, находящуюся на самом верху столба. А сам столб, допустим, находится на расстоянии полукилометра от вас. Допустим, вы очень хороший стрелок, но ничего не знаете о силе тяжести и стреляете так, как если бы ее не было.

Вы прицеливаетесь, нажимаете на курок. Пли! – Пуля попадает в столб на два метра ниже мишени. Вы раздраженно бросаете ружье, и вам дают другое, современное. Скорость вылета пули из него в два раза больше.

Вы стреляете. Пуля едва успевает просвистеть, но все-таки сила тяжести успевает подействовать и на этот раз. Вы опять попадаете ниже, но теперь ниже только на пятьдесят сантиметров.

Тогда вам дают супер современное, лазерное ружье. Вы стреляете и попадаете точно в цель! Вот это ружье! – радостно кричите вы.

И тут к вам подходит некий Иисус, берет простое охотничье ружье и спокойно говорит:

- Не надо никакого магического лазерного ружья. Надо просто целиться на два метра выше.
«Что за бред! - осуждающе думаете вы. – Ну, ну, попробуй!»
- Вот я стреляю. И, смотрите, попал!
- Чудеса! – восклицаете вы. – Этот человек делает при помощи простого ружья то, что я делаю при помощи лазерного!
Вот и все. Надо всего лишь учесть совместное действие сил. Надо к своему действию присоединить знание законов природы. Правда, одного знания все равно мало, стрелять все равно пришлось, однако благодаря знанию была достигнута цель. Слова Иисуса применительно к нашему случаю можно было бы перевести приблизительно так.

- Что легче? Применить знание законов природы, взяв на два метра выше, или раздобыть где-то лазерное ружье?

Теперь еще раз вернемся к сцене исцеления.
Иисус говорит парализованному:
- Освобождаешься ты от тяжести грехов своих.
Без всякого пафоса, без всякой магии, без всякого воздевания рук к небу, просто с любовью обращается к больному, прощая ему все, что он кому-либо сделал. И тогда, благодаря тому доверию, которое больной испытывает к Иисусу, парализованный первый раз в жизни отчетливо представляет себе связь своей болезни со своими грехами. (Обычно в это не верят, считают, что эти вещи никак не связаны между собой.) Это прозрение в истинную причину болезни доставляет больному такую великую радость, что к нему возвращаются силы. Он уже готов встать.
В это время Иисус отвечает на возражение книжников, а потом Ему остается только тихо и ласково и, конечно, без всякой магии сказать:
- Встань, возьми свои носилки и возвращайся домой.

Что может быть проще такого объяснения!
Все в этом мире взаимосвязано! И когда человек мыслит эту ВЕЛИКУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ, он исцеляется. А когда он не признает всеобщую взаимосвязь, и считает, что он, такой хороший и добрый, никак не может быть связан с тем, что он натворил в этом злом и неустроенном мире, то это и называется болезнью. Тогда природа отвечает ему тем, что его руки и ноги никак не связываются с его нервной системой, и он лежит прикованный к постели.