Снова о кино

Александр Кошкин
Екемен Белый, Елбарс Рыжий



      Перед своим окончательным и бесповоротным закрытием (ибо надоели), агентство "Интерфакс" успело-таки сообщить о начале масштабных съёмок многосерийного художественного фильма "Альбатрос" по мотивам судьбы Льва Троцкого.

      В главную сюжетную линию вплетено множество и шутливых, и страшноватых эпизодов: маршалы Будённый и Ворошилов играют в Чапаева; улыбаясь в усы, Сталин вручает Карлу Радеку пиковый туз; Троцкий... Но обо всём по порядку.

      Разумеется, особое место в сценарии занимает роль Рамона Меркадера. Вот на стол Сталина падают фотографии Меркадера в разные моменты его жизни: на чёрно-белом снимке мальчик в шортиках и матроске играет под присмотром мамы в песочнице с деревянным детским ледорубом; ещё фотографии; а вот перед нами уже мужающий испанский юноша Рамон с горящими глазами, томиком Ленина под мышкой и верным ледорубом на плече. Рамон обретает трёхмерный образ, сходит с фотографии и, получив от Сталина именной ледоруб, отправляется на задание, в ходе которого зарубает грозного альбатроса революции Льва Троцкого, по сути дела, сам являясь слепым орудием судьбы великого революционера.

      Новость о выходе кинофильма "Альбатрос" заставляет нас вспомнить о таком впечатляющем продукте советской кинопромышленности, как бесконечный телесериал "Жизнь замечательных людей". В него входили фильмы о выдающихся людях своего времени. Например, о Михайло Ломоносове, Чокане Валиханове, Петре Кропоткине, Климе Самгине и о многих, многих других не менее замечательных людях. Это были киноэпопеи, прослеживающие судьбы главных героев от их рождения до гробовой доски. Обязательным требованием к таким картинам было следующее: главный герой, какой бы эпохе он ни принадлежал, должен быть по духу своему советским человеком. А если герой таковым, всё-таки, явно не являлся, как, например, Клим Самгин, то на фоне его судьбы необходимо было продемонстрировать зарево самой советской эпохи. Советского Союза ещё не было, а советские люди уже были, и именно по этой причине возник Советский Союз. Такую простую (и верную) мысль должны были донести до телезрителей эти картины.

       Мало кто помнит, но тем не менее, ещё в конце восьмидесятых годов прошлого века был поставлен художественный фильм, в котором вся жизнь испанца представлялась как захватывающий путь с ледорубом в руках, которым он и убивает в финале отвратительную гадину троцкизма. Эта без всякого преувеличения эпическая сцена достойна трилогии "Чужие", а сам фильм, так и не вышедший на большие экраны, оказался ладным гибридом коммунистической пропаганды и голливудского приключенческого кино, постепенно проникавшего в Советский Союз.

      Многие важнейшие факты, каждый по-своему раскрывающие характеры героев, стали известны благодаря серии "Жизнь замечательных людей". Так, Лев Николаевич Толстой, оказывается, подкрашивал себе бороду серебрянкой, а великий англичанин Чарльз Диккенс к рождеству золотил усы. Из кинофильма "Буревестник" можно было узнать, что Максим Горький был большим любителем маленьких пожаров в пепельницах. Или выяснялось, что знаменитый ледоруб Рамона Меркадера был вручен ему самим Сталиным и имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Именно этими историческими деталями фильмы из серии "Жизнь замечательных людей" были ценны в первую очередь.

      Эти фильмы рисовали историю в действии, ставили перед зрителем непростые вопросы и обязательно давали ответы на них. И пусть с замечательными людьми всё более или менее ясно, отнюдь не на все вопросы ответы были получены. Сейчас, в настоящее время, необходимы новые фильмы. Пускай это будет даже не игровое кино, пусть это будут такие, что ли, культурфильмы, вроде как у нас бывали на экране: "Аборт", или там "Отчего идёт дождь", или "Каким образом делаются шёлковые чулки", или, наконец, "Чем отличается человек от бобра?". Такие бывают фильмы на крупные современные научные и производственные темы, достойные изучения.