Об Артёме Киракосове пишут...
Редактированный и дополненный Сергеем Александровичем Зиком (в 2000 – 2001 году) вариант статьи Аси Александровны Сыродеевой «Артём Киракосов. “путешествие Пером”», опубликованной в иллюстрированном историко-культурном журнале Российского Фонда Культуры «Наше Наследие» № 63 – 64 / 2002.
Адрес статьи «Артём Киракосов. “путешествие Пером”» Аси Александровны Сыродеевой в электронной версии журнала «Наше Наследие»:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6418.php
Сыродеева А.А., Зик С.А.
Артём Киракосов. «путешествие Пером»
Если попытаться одним словом определить атмосферу выставки графических работ этого автора, состоявшейся в редакции журнала «Наше наследие», то мы бы выбрали слово «доверительность». Художник делится с нами опытом переживания тонкой и тёплой человечности, таинственно окутывающей мир. Подобно героям его работы «Молчание. Разговор» (1982), мы ощущаем себя участниками беседы искренней, лишенной надрывности, равно как и претензии поведать об особом взгляде. Представленный цикл отличает сдержанная, чуть приглушенная манера повествования – художник оставляет «место» для личных ассоциаций зрителя.
Деликатность, присущая графике Артёма Киракосова, во многом обусловлена выбором им повседневности как темы. Но в неброском и заурядном художник усматривает неповторимое. Вслед за ним мы вглядываемся в лица, предметы, эпизоды, на которые не обращают внимания, как на обыденные и незначительные («Сельская сценка у подножия Арагаца», 1982; «Кочёвка», 1983-1984). В самом деле, глядя на колоритных кавказцев, трудно удержаться от улыбки («Жители Апаранского района», 1983; «Лучшие люди села Цахкаховит: раймилиционер, главный судья, председатель колхоза, редактор местной газеты», 1982). Всматриваясь в лицо старика, сидящего перед небольшой деревенской постройкой, посвящённой Богу, в нехитрую утварь внутри, древний хачкар, в узорчатую кору дерева, ощущаешь, как ложится на всё земное всепроникающее дыхание Вечности («Народная часовня», 1983). Зимний пейзаж напомнит о знакомом щемящем чувстве, которое навевают российские просторы («Сугробы», 1983).
При этом для Киракосова повседневность не есть приземленность без романтики, сказочности, эстетической игры. Он любит путешествовать в пространстве и времени воображения («Светлая ночь у замка», 1982; «Ночь любви», 1982-1983; «Подглядывающий», 1982; «Аквариум», 1983-1984). Но в этих опытах всегда просматривается возвращение странствующего художника из своих пространств в мир «тихой графики». Возможно, поэтому слова в названии его выставки поменялись между собой строчной и прописной буквами: «путешествие Пером». Художник сам расшифровывает его:
"
«Перо» – символ Творчества, Вдохновения. Олицетворение изящества, тонкости, движения, самобытности. Острозаточенное, точное, не даст сбоев и промахов – оно с большой буквы для меня.
«Путешествие» – излюбленное занятие: пешком, на всяческом транспорте, а то и просто взглядом по лицам прохожих, по внутреннему миру знакомых и незнакомых, по строчкам книг, перебирая отзвуки чужих жизней, мыслей, образов… Что возьму от них, что смогу дать им? Путешествие – мой образ жизни.
Но самое увлекательное: простор чистого листа, нетронутое пространство, невоплощенность – они содержат в себе все непроявленное – перед путешествием Пером:
я
мир
белый лист
никого больше
"
* * *
Графический цикл, представленный в «Нашем наследии», важно воспринимать в контексте пройденного художником творческого пути. Его работы, достаточно разные по стилистике, по технике (графика, тексты, скульптура, живопись, фотографии…), органично, во времени, слагаясь в серии, разворачивают цельную картину, условно поделенную автором на тематические циклы: «Свет» (1973-1977), «путешествие Пером» (1979-1985), «Поэт» (1980-1983), «Азия» (1980-1985), «Из жизни писателя» (1984-1985), «Шедевры на Уроках» (1985-1987), «Последние работы» (1987-1990), «Нерисованный период» (1990-1997), «Счастье ЖИТЬ» (1997-…).
Не избежав на своем пути глубоких и продолжительных кризисов, художник ищет выход, СМЫСЛ, облекает ЕГО в СЛОВА, неожиданно начиная их записывать.
"
Слово – вырвавшаяся картина
"
Оно становится новым «воздухом» художника, «материалом» выразительности, самой формой, способом, возможностью жить, познавать, творить:
"
Слово – универсальный способ Жить
Слово – орудие Борьбы
Слово – язык Поэзии Любви Братства
"
Слова складывались в строки и стихи, главы и сборники… трикнижие «ЖИЗНЬ», роман в стихах (1989-1994); «самая бездарная книга» (1994-1995); «НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК», стихи рассказанные в лицах / самый долгий автопортрет (1995-1997).
"
Без стихов и слов –
Любить
Без красок и рам –
Писать
Без оружия –
Жить
С сердцем бьющимся
от счастья –
Умереть
"
Еще в конце восьмидесятых, когда пролилась первая кровь на Кавказе, которому посвящены многие серии художника, записывает он свое CREDO в одном из ранних стихотворений.
* * *
В игре граней графики Артёма Киракосова еще рельефнее проступает, сколь неконтрастно отношение между исходным чёрным и белым, в своём взаимопроникновении создающим новую ткань жизни, сколь значимо незаполненное пространство листа, выразительность контура и линии. А ещё понимаешь, как связаны материал и сюжет показанного цикла – детализированность, кропотливость, спрессованность усилия и видения выявляют космичность Бытия в любой детали. Заново находится органическое единство наполнения листа:
"
Соберу Все в Мире изумруды
Сжать на миг в Горсти
Высыпать разом на
Чистый Холст
И увидеть Твои Глаза
"
Между творческими сериями Артёма просматриваются переклички, сквозные темы, говорящие о восприятии художником жизни, как взаимосвязи. Своеобразие же каждого из циклов отражает чуткость художника к «многоголосию» Потока:
"
Ты ведь знаешь
Что линии не кончаются
Картины? –
– Осколки лишь.
Так и жизнь
Не вставляй ее в раму
И узнаешь себя в другом.
"
* * *
Заметим, что графический цикл, показанный на выставке, датирован 1982-1985 годами. Молодой московский художник к тому времени закончил лишь МХУ «Памяти 1905 года» (1977 г.). Впереди еще были МГХИ им. В.И.Сурикова (окончил в 1989 г.), затем работа художником-реставратором в музее-заповеднике «Абрамцево» и учёба в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, персональные выставки. Парадоксальным образом графический цикл оказался представлен много позже других. Художник как бы не решался приоткрыть дверь в свой потаённый мир, где берут начало присущие ему хрупкость, изящество, созерцательность.
Графический цикл А.Киракосова, дошедший до зрителя спустя почти 20 лет, заключает в себе личную философию. Лучше всего, пожалуй, выраженную в эпиграфе, написанном художником специально к выставке:
"
Пленённость Видящего
Целомудренность Молчащего
Заворожённость Идущего
Чувственность Ищущего
тушь перо бумага
"