277 пассажирский

Николай Шурик
       киносценарий

       (Ни названием, ни содержанием никоим образом
       не связано с кинофильмом “34 скорый”)

В начале каждого эпизода крупно даются массивные, с
металлическим браслетом, первые отечественные часы
«Электроника». Кстати, в то время в институте такие
часы были только у Семена Львовича, доктора технаук
и начальника весьма важного и денежного отдела.
Признаюсь, получив от жены такой дивный подарок, я,
действительно, часто задирал рукав и подолгу смотрел
на готические цифры и мигающую между ними точку.


       20.48. С темного неба сыплется снег. На здании Белорусского вокзала загораются красным цветом эти же цифры, затем: “ - 8”.
Кассовый зал - длинные хвосты очередей.
Наплывом камеры: Вещи, суета, раздраженные люди...
       20.55. Указатель: “Кассы интуриста”. Открываются узорчатые двери, внутри изящный интерьер, мягкие диваны, полукресла, цветы. Над кассой табличка, написанная от руки, -“Гр. СССР билеты не продаются”. Узорчатые двери плавно закрываются...
       21.06. “Воинская касса”. Среди форменных шинелей - два-три гражданских пальто. Рука с депутатским удостоверением Сельского Совета и теми самыми часами протягивается в кассу, вежливый голос: “Девушка, будете любезны, один билет до Полоцка на 277 поезд». На экране компьютера высвечиваются зеленые буквы “нет, нет, нет”. Блондинка с фиолетовым отливом волос устало спрашивает: “Поедете на Калининградском в час ночи?”
Камера медленно фиксирует ее глаза, губы, нарядную кофточку...
Крупно - две купюры по 5 руб. извлекаются из удостоверения, туда же укладывается сложенный голубоватый билет.
       21.30. Снова кассовый зал для простых смертных. Шум. Оживление - стали давать билеты с брони на 277. Через головы, плечи протягивается знакомая рука за билетом, берет его, и в тот же момент из-под второй руки выпадает дипломат, раскрывается, и из него (замедленная съемка) разлетаются веером на пол пакеты, записные книжки, электробритва...
       21.40. В кассе “возврат билетов” - кассира нет.
       21.44. Кассир появляется. Крупно - ведомость, на которой авторучка поспешно выводит роспись. Задирается рукав - на часах “Электроника” высвечивается “ - 3 руб.”
       21.48. Последний вагон состава, последнее место - боковое верхнее. Поезд трогается, стучит на стыках, освещение дежурное (4 лампы на вагон), титан не работает, в вагоне холодно, в окно поддувает. Плачет ребенок, ругается мужчина с женой, ворчит проводница, темнота, скрип, стук, покачивание...
       22.15. Сосед снизу задушевно что-то рассказывает попутчику, достает бутылку, затем вторую.
       23.15.Рассочувствовавшийся сосед достает сумку и чемодан из ящика под сиденьем, начинает перебирать и показывать что-то. Затем материализуется очередная бутылка и закуска, что стимулирует продолжение задушевной беседы. Надо отдать должное, разговор этот был достаточно негромок, чтобы помешать мне заснуть.
       . . .
 
       07.25. Два милиционера сидят внизу и оценивающе смотрят на просыпающихся пассажиров. За окнами уплывает освещенное здание вокзала - “Витебск”. Светает. Стучат колеса, стучат, сонная еще публика начинает выстраиваться в очередь к туалету.
       07.40. Милиционер начинает опрос возможных свидетелей по поводу исчезновения чемодана с чем-то ценным.
       07.50. Без нажима со стороны правоохранительных органов даю под протокол свою версию случившегося, благо, «мне сверху видно все, ты так и знай!». Пока милиционер пишет, пострадавший показывает мне кулак.
       08.15. После подписания «меморандума» милиция покидает вагон. Потерпевший не смотрит в мою сторону, видимо, его версия несколько отличалась от моей.
       08.33. Проехали Шумилино, осталось менее часа. Задумчивое мужское лицо. Наплывает панорама цеха: Бушинги, - весьма громоздкие английские наматывающие аппараты, паковки со стеклонитью, плывущие по конвейеру, и сплошь - мужчины. Да, это тебе не Северодонецк, - как бы в тумане, мелькают многочисленные агрегаты СПА-3 и СПА-5, около которых суетятся молоденькие девушки в прозрачных беленьких халатиках...
       08.50. Сквозь белые халатики просвечивает заснеженный лес, который движется все медленнее и, наконец, останавливается. Мужчина пытается заглянуть в окно подальше, губы его непроизвольно издают свист, на лице недоумение.
Вид сверху: Два вагона одиноко стоят посреди леса, в полукилометре - медленно пятится к ним состав. Крупно: Руки проводницы, торопливо достающие и разворачивающие красный и желтый флажки. Крупно: Выпавшая чека сцепления, разорванные тормозные шланги, электрические разъемы.
       09.20. Снова стучат колеса. Довольные улыбки пассажиров. Станция Оболь. Поезд останавливается. По соседнему пути со свистом пролетает тепловоз, толкая две красные цистерны и между ними - пожарный вагончик с двумя пушками-брандспойтами. В окнах поезда удивленные лица пассажиров с приплюснутыми к стеклу носами.
       09.50. Пожарный состав возвращается и вскоре снова проносится вперед.
       10.00 Трое пассажиров взяли свои вещи и пошли к автомобильному шоссе, проходящему в 2 км от станции.
       10.30. Говорят, впереди или пожар, или землетрясение, но проще, чем в Мексике или Боливии.
       11.30. На станции есть магазин, кто несет оттуда печенье, кто - “Кукурузные палочки”
       12.30. Из “осведомленных источников” стало известно, что состав еще сегодня будет в Полоцке.
       13.35. Состав медленно трогается. Указатель “601км” - у путей брошена тележка, велосипеды, инструмент. Внизу с насыпи стекает широкая черная река, в овраге - отливает блеском озеро расплавленного битума. Кругом - озабоченные группы железнодорожников. “603км” - на втором пути искореженный обгоревший полувагон, два крана на платформах, еще какая-то железнодорожная утварь. Колеса стучат все быстрее и быстрее.
       14.00 Состав останавливается у невысокого здания - Полоцкого вокзала. Через 20 минут подходит Калининградский поезд.

       Стучит пишущая машинка «Ундервуд», по экрану бегут слова: “Не вмешивайся в естественный ход событий, - этим ты усугубишь их течение”

       Подпись неразборчива, но похожа на «Н. Шурик»
       Дата тоже неразборчива, вроде, ноябрь 1985 год.






       Газета помогла!
       (по следам наших выступлений)

       19.02.86г. наш корреспондент совершил инспекционную поездку в г. Полоцк для проверки действенности нашей публикации «277 пассажирский» (№ 2, 86г.)
Печатаем с сокращениями его репортаж:
       21.00 – очередь у касс Белорусского вокзала - 4-6 человек. Билеты в плацкартные вагоны есть свободно, и не только боковые. В продаже дорожные наборы со свежайшей ветчиной (почти без жира).
       21.10 – узорчатые двери кассового зала «Интурист» сняты, повешены обычные, цветы и диваны из зала убраны, объявление, написанное от руки, заменено на печатный плакат с более корректной формулировкой. Таким образом, обстановка зала приближена к общесоюзной.
       22.00 – отправление состава прошло точно по расписанию, в вагоне тепло, горят лампы дневного света, на окнах свеженакрахмаленные занавески, стопки постельного белья разложены на каждой полке.
       22.35 – разнесли чай, не навязывая «двойного» и получая 4 коп. за стакан.
       23.05 – 10 минут назад по трансляции пожелали «Спокойной ночи», 5 минут назад выключили свет, в вагоне тишина, тишина, ти…
       07.30 – Витебск. Полчаса назад трансляция вежливо нас разбудила, вагоны опустели. Всю ночь проспал под простыней, одеяло лежало на 3-ей полке в связи с ненадобностью. На улице - 22 градуса мороза.
       09.30 – Полоцк. Поезд остановился у перрона с опозданием на 34 секунды (в 09:27:34)
       (Соб. корр. По телефону).

Таким образом, можно считать, что руководство Московской и Белорусской ж/д отнеслось с должным вниманием к критическим выступлениям в печати. За неполные 3 месяца коренным образом изменена обстановка на Белорусском вокзале, состояние подвижного состава и обслуживание пассажиров заметно улучшено, а также существенно уменьшена разница между расчетным и фактическим временем прибытия на конечный пункт. Редакция благодарит всех читателей, принявших живое участие в обсуждении материала «277 пассажирский».