Китай

Сергей Федорович
КИТАЙ или ТАМ ГДЕ РАСТЕТ ЧАЙ

Мне давно хотелось побывать в Китае, мне очень нравится средневековая китайская поэзия и я испытываю глубокую симпатию к даосизму. И тут подвернулась конференция в Пекине. Ну как не поехать. Тем более, что это была вторая попытка. 5 лет назад я выиграл грант, чтобы поехать конференцию в Гонконг, я уже было и визу получил. Но тут подвернулась атипичная пневмония и конференцию отменили. Обидно было до слез. Но в Китае я все таки побывал. В этом году.
Мое знакомство с китайским менталитетом началось на дальних подступах к конференции. Вначале китайцы дважды сняли оргвзнос с моей карточки. Учитывая, что он был где-то в районе 400 долларов, то это было мягко говоря довольно болезненно. После длительной переписки, выяснилось, что виноваты не организаторы, а гонконгский банк и второй оргвзнос мне вернули, осадок тем не менее остался. Но это были еще не все бюрократические китайские похождения. Мне еще надо было сделать визу…
Занялся я этим задолго до самой поездки. Поскольку у меня были планы кроме Пекина еще куда-нибудь съездить, то я позвонил в посольство и спросил на какой срок они дадут визу. Сказали, что в любом случае дадут визу на месяц. Я обрадовался и уже начал строить планы на Сиань, Шанхай, Ханчжоу и Сучжоу. Но тут в связи с олимпиадой китайцы решили ужесточить правила въезда и визу мне дали только на 12 дней. Так что пришлось мне ограничится Пекином и Сианем. Да, у меня в паспорте стоит две китайские визы. Получилось это так. Первый раз я пришел в посольство мая где-то 12, они мне и шлепнули визу по которой я должен въехать в страну до 12 июня. Меня это никак не устраивало, потому что конференция начиналась 27 июня. Хорошо что я это заметил выходя из посольства, а не в самолете. Поэтому визу мне пришлось переделывать. Вначале китайцы сказали, что сделают это бесплатно, но потом все таки деньги взяли.
Но вот все бюрократические проволочки остались позади и я сижу в ночном московском поезде. А вечером у меня самолет в Пекин. Самолет взлетает около 8 вечера и садится в Пекине в 3 утра, но из-за разницы во времени прилет в 7. Поэтому ночь получилась сильно усеченная. И так в мелко вибрирующем авиационном кресле выспаться тяжело, а тут еще в такую рань вставать! Самолет сел у новенького третьего терминала, построенного специально к Олимпиаде. Первое на что обращаешь внимание – почти полное безлюдье. Все таки зная про почти полтора миллиарда населения ожидаешь попасть в людской муравейник. Но по прилету обнаруживаешь себя в таком же полупустом аэропорту как Минск-2. Да и когда я гулял по Пекину, то особого перенаселения не видел. Знаменитая площадь Тяньаньмынь тянется похоже на несколько километров, запретный город имеет площадь в 10 квадратных километров, ширина новых проспектов такая, что с трудом различаешь сигнал светофора на другой стороне. После Пекина Тверская мне показалась какой-то узковатой. Поэтому на всех этих огромных пространствах полтора миллиарда как-то теряются. Во всяком случае Пекин производит впечатление гораздо менее населенного города чем Лондон или Париж.
Пройдя через сканер температуры (птичий грипп и атипичная пневмония не дремлют) и границу я оказался в городе.
В аэропорту меня встретил англоговорящий водитель из отеля и одной проблемой стало меньше. Найти хостел по карте всегда бывает трудновато, а китайские таксисты- это отдельная песня, я об этом напишу чуть позже.
Кинув вещи в хостеле, я пошел гулять по городу. Пекин сейчас весь ремонтируется и перестраивается перед олимпиадой. Оказалось, что хостел мой находится в одном из самых колоритных уголков старого Пекина. Небо над улочками там все в висящих проводах, а люди живут почти так как жили и впрошлом веке и в позапрошлом. В Китае есть такое понятие как хутун. Его переводят как аллея, но это не совсем точно. Хутун- это скорее переулок-район, где китайцы живут фактически коммуной, вся их жизнь проходит на скамейке перед лавкой или ресторанчиком, тут они болтают с приятелями, пьют пиво и чай. Чай заваривается как правило в пол-литровых банках, поскольку вместе с чаем часто завариваются разные травы и цветы, то выглядит заварка как медуза в банке, и вот с такими банками китайцы по району и ходят. Здесь от мелких едален и уличных шашлыков разносится непередаваемый аромат. Здесь играют в какие-то местные настольные игры типа шашек или домино прямо на виду прохожих. По лужам бегает много детей. Маленьких детей одевают в комбинезоны с дыркой на попе. Очень практично. Ребенок на улице присел, покакал, побежал дальше. Когда я летел в Сиань из Пекина местными авиалиниями, то я видел как в аэропорту ребенок покакал прямо на пол. Отец оглянулся, убедился, что особо никто не заметил и все убрал.
В солнечный день пекинские улицы полны зонтиков. Так дамы в Китае прячутся от солнца.
Пару слов следует сказать еще о том как китайцы торгуются. Если в лавке мужик- то как правило вас встречают с олимпийским спокойствием, хочешь бери чего, хочешь не бери, хотя бывают исключения и некоторые мужики тоже активно торгуются. Но если в лавке сидит дама лет так 40-50, вот тут начинается шоу. Ты тыкаешь пальцем в какую-нибудь вещь. Тебе отвечают – 200 (это где-то около 20 евро, так как 10 юаней почти равняются 1 евро, то все цены в Китае очень легко пересчитывать в евро), ты разворачиваешься – тебе говорят 100, ты собираешься уходить – вначале тебя просто осторожно дергают за рукав “эй, френда, 30”, потом уже просто становятся у выхода “стой, 30”. Противостоять такому напору не всегда бывает просто.
Еще одна особенность китайцев – они все время отхаркиваются и плюются. У меня такое ощущение, что им Дао не велит все держать в себе. Поэтому нет ничего удивительного, что почти все воздушно-капельные инфекции распространяются отсюда. Гонконг вообще иногда называют “котелком с вирусами”.
Но хутуны- это во многом уже уходящая натура. В современном Пекине они занимают не так-то и много места. Старый город рассечен современными широкими проспектами, часть Пекина застроена типично советской архитектурой а-ля Москва, часть – небоскребами а-ля Америка. Вообще Пекин выглядит как очень странный гибрид Москвы и Бангкока, если это конечно можно себе представить, плюс что-то неуловимо монгольское. Да еще – для меня это было довольно неожиданно, но почти все время моего пребывания в Китае стоял туман, я не знаю насколько это типично, но для меня китайские пейзажи выглядели именно так, как их изображали старые художники, все в легкой дымке и тумане, откуда проступают храмы, сосны и холмы.
Погуляв по улицам и хутунам Пекина, на следующий день я пошел по китайским достопримечательностям. Первым в моем списке стояла площадь Тяньаньмынь. Я вошел на площадь с южной стороны, где стоят две старые средневековые башни. Прежде всего поражают ее огромные размеры. Площадь Тяньаньмынь считается самой большой в мире. Существуют даже две станции метро. Тяньаньмынь-западная и Тяньаньмынь-восточная. Архитектура на площади смешанная- старокитайская соседствует с типично советскими саркофагами. С северной стороны, через улицу с форта эпохи Мин на Тяньаньмынь смотрит Мао. Оттуда он в 1949 году объявил республику. Сразу за фортом начинается Императорский дворец или Запретный город. Он имеет площадь 10 квадратных километров, где находится сад, много дворцов и павильонов, запретный город разделен на множество отсеков, отделенных друг от друга стенами, выкрашенными в темно-красный цвет, поэтому это именно город. Вот кстати и еще одна параллель с Москвой, и там и там в самом сердце города кирпично-красные стены, за которыми жили правители империи. Только запретный город конечно же намного больше Кремля. Первое что поражает, так это огромные пространcтва, на котором поток туристов просто теряется. Поэтому в запретном городе можно найти очень тихие дворики, где совсем никого нет. И так там хорошо и спокойно сидеть в древнекитайском окружении пол сенью кипарисов… Да, вокруг запретного города насажены березы, а внутри – сосны и кипарисы, поэтому воздух там пахнет хвоей. Вообще, настоянный на хвое воздух – часть почти любого китайского храма.
К северу от Запретного города стоят массивные, средневековые башня Колокола и башня Барабана. Такого рода здания есть в любом старом китайском городе. По колоколу китайцы вставали и начинали работу, по барабану – заканчивали и шли домой (хотя может и наоборот, точно не помню)
Посмотрев Запретный город, я пошел по пекинским храмам. Следует сказать, что китайский храм – это ни в коем случае не одно отдельно стоящее здание, типа западных церквей, в Китае – храм это парк со множеством павильонов, скульптур, беседок, резных деревянных ворот, иногда все таки бывает что-то типа главного здания или пагоды. Я начал с ламаистского храма и находящегося через дорогу от него конфуцианского. Что меня поразило, никогда не замечал раньше что буддизм агрессивная религия, тем не менее, если сравнивать его с традиционными китайскими религиями, во всяком случае по внешним проявлениям, то это так. Если в буддистском (точнее в ламаистском) храме вас встречают много грозных божеств с перекошенными физиономиями, то в конфуцианском- улыбающийся дедушка Конфуций. Еще там вам могут встретиться мудрецы верхом на черепахе и стела с навечно выбитыми именами чиновников, удачно сдавших экзамены много веков назад. И таким все там дышит неземным покоем. Хотя для нас Китай прежде всего ассоциируется с шаолиньскими монахами и буддизмом, сами китайцы часто говорят, что буддизм – это иностранная религия, а их религии – это конфуцианство и даосизм. На следующий день я сходил в даосский храм под названием “Храм белого облака”. Туда надо было пойти только ради одного названия! В целом впечатление такое же, как и от конфуцианского, покой и умиротворение. Еще там ходят даосские монахи, если на буддистских монахов я насмотрелся в свое время в Таиланде, то даосских я видел первый раз в жизни. Они одеты в черно-белые одежды и волосы у них собраны в большой пук на голове, как у терракотовых воинов. Еще одно место в Пекине, куда я сходил – храм Неба. В нем когда-то император молился об урожае во всей поднебесной. Я так и не понял какого собственно этот храм вероисповедания, но мне кажется ближе всего все-таки к даосизму. Самое его большое здание очень необычное для Пекина, с цветным расписным куполом, чем-то отдаленно напоминающее раскрашенную монгольскую юрту. В храмовом парке гуляет очень много китайцев. Храм неба похоже не просто достопримечательность для туристов, а любимое пекинцами место отдыха. Причем там китайцы не просто гуляют, а практикуются в чем-нибудь своем национальном. Кто-то арии из пекинской оперы поет в специально отведенном месте при казенном аккомпаниаторе (кстати, даже многие китайцы сравнивают пекинскую оперу с воплями мартовских котов), кто-то жонглирует чем-то таким очень странным, явно национальным, кто-то играет в бадминтон, кто-то занимается Тай Цзи Цюань. Мне кстати китайцы тоже предложили во что-то такое национальное сыграть. Уж не знаю это у них бесплатно, или за прокат какие-то деньги берут. От природы китайцы очень любопытны, говорят раньше, когда иностранцев было меньше, то вокруг белого человека собиралась толпа, все на него глазели и тыкали пальцами. Сейчас к белым в Пекине попривыкли, но я видел в храме Неба целую экскурсию негров. Вот тут китайцы конечно дали волю своему любопытству.
Так и пролетели те 3 дня, которые я отвел для себя на знакомство с Пекином. Пришло время ехать собственно на конференцию. Она проходила в отеле, который называется “Благоухающий холм”. Это самая окраина Пекина, отель находился в парке с одноименным названием, который тянулся на несколько километров и плавно переходил в окрестный лес. Когда-то там любили гулять императоры. В парке есть развалины старого буддистского храма, который был разрушен во время опиумной войны, старая пагода и еще один буддистский храм “Храм лазурного облака”. Последний, хотя он и не очень раскручен, очень красивый. Там есть своя пагода и павильон 500 архатов, где выставлены статуи всех 500. Они там разные, толстые и худые, добрые и вспыльчивые, молодые и старые. Да, еще в этом храме похоронен Сунь Ятсен, один из идеологов Китайской Республики.
Собственно благоухающий холм – это гора в добрых полкилометра высотой. Туда проведена канатная дорога. Я разумеется съездил по канатке на самую вершину. Довольно занятное чувство, когда у тебя под ногами проплывают вершины деревьев, причем не отделенные от тебя никаким стеклом.
Нашу конференцию организованно свозили на Великую Китайскую Стену. В тот день стоял такой туман, что ничего не было видно уже на расстоянии метров пяти. Может быть, поэтому стена особо не впечатлила, вдобавок все портило толпа разноязыких туристов, постоянно фотографирующих друг друга. В Китае гид всегда идет с флагом, чтобы его группа не потерялась. Поэтому когда попадаешь на средневековые башни, возникает ощущение что снова вернулись средние века и армии под разноцветными знаменами штурмуют крепость. Ребята развернули на стене флаги Пекинского Университета и Международного Нейрохимического Общества. Выглядело это очень эффектно, и многие кинулись фотографироваться вместе с флагами. Но очень быстро подошли люди в штатском и попросили свернуть знамена.
После Пекина я решил пару дней провести в Сиани. Сиань – это древний Чанъань. Столица Китая с 10 в до н.э. до 10 в н.э. Правда, с небольшими перерывами, в это время в Китае возвышались и падали династии и не все выбирали своей столицей Чанъань. Но в золотое время расцвета культуры при династии Тан столицей Китая был как раз Чанъань. Здесь начинался великий шелковый путь. Во времена расцвета в Чанъани жило более миллиона людей и вряд ли хоть один из городов древнего мира, за исключением разумеется Рима, мог сравнится с ним. И наконец, рядом с Сианем откопали знаменитую терракотовую армию. Поэтому я твердо решил, кроме Пекина для полноты впечатлений о Китае я должен побывать в Сиане.
У меня была короткая виза, поэтому я решил не тратить лишние сутки на поезд, а полететь местными авиалиниями. Лететь было всего лишь 2 часа, но что меня поразило, в конце полета стюардессы выстроились в проходе и поклонились. Вообще я несколько раз в Китае видел как обслуживающий персонал, ну там официанты и так далее, перед началом смены выстраивались чуть ли не с военной дисциплиной и четкостью и получали указания. Видимо все таки Восток и демократия понятия достаточно трудно совместимые.
В аэропорту на этот раз меня никто не встретил и такси пришлось искать самому. Таксистов в зале ожидания было только двое. Одна дама средних лет ходила за мной с мантрой “таксиметр-таксиметр”. Я решил с ней и ехать. Оказалось что она сама не таксисистка, а просто ловит клиентов. Такси было за углом. В Китае клиента сначала садят в такси на какое-то расстояние отъезжают, чтобы пассажир не сбежал, а уж потом начинают выяснять куда собственно то везти. А это не всегда бывает легко, потому что далеко не все таксисты понимают по-английски. Здесь я просто дал бумажку с адресом и телефоном хостела, адрес на английском языке они похоже не поняли, зато дозвонились и выяснили как доехать. Почему-то дали трубку и мне. В хостеле спросили, сколько я буду платить за такси. Я ответил, что таксиметр же, сколько покажет, столько и заплачу. По другую сторону засмеялись и сказали, чтобы я ни в коем случае не платил больше 180. Таксист с ассистенткой переглянулись и закивали, хорошо 180.
Добрался я до хостела часов в 9 вечера и сразу пошел гулять по городу. Весь центр сверкал огнями. Особенно красиво были подсвечены городские стены. Сиань может похвастаться лучше всего сохранившимися средневековыми стенами. Причем это не скромные пару квадратных километров огороженного центра, как в европейских городах, длина стен Сианя 14 километров! Поэтому обойти весь центр пешком очень даже не просто. Причем стены были построены уже во времена упадка, поэтому некоторые достопримечательности эпохи Тан находятся за ними, но в свое время все это было в черте города.
На следующее утро я поехал смотреть терракотовую армию. Она находится не в самом городе, а где-то километров 30-40 от него. Как я это уже видел раньше в Таиланде все экскурсии пролегали через множество антикварных магазинов, а заканчивались на шелковой фабрике. Впрочем, все это было довольно интересно само по себе.
Армия из 8000 терракотовых солдат, созданная по приказу императора Ши Хуан-ди во втором веке до нашей эры конечно впечатляет. Когда видишь стройные ряды солдат с оружием во рву, то кажется еще немного и они проснутся, промаршируют на боевые позиции и вступят в бой. Мне самому вспомнился рассказ Шекли “Абсолютное оружие”. В нем раскопали армию древних марсианских роботов-воинов, которые управлялись специальным телепатическим шлемом. Главный герой надел шлем и по рядам воинов пробежала дрожь, они снова были готовы сражаться и умирать. Что интересно, по-моему этот рассказ был написан лет за 20 до того, как откопали терракотовую армию. По рассказам экскурсовода, археолог, откопавший ее, стал настоящей звездой. Но большая часть холма еще до сих пор не раскопана. И это за 30 лет-то. Видимо у самых китайцев работа идет довольно медленно, а иностранцев к национальному достоянию должно быть не очень то и пускают. Есть легенда, что под холмом кроме терракотовой армия еще скрывается миниатюрная копия всей Поднебесной с озерами и реками из жидкой ртути. И почва на этом месте в самом деле содержит повышенную концентрацию ртути! Так что много еще чего там могут откопать.
Как и всякий старый китайский город Сиань имеет башню барабана и башню колокола. Но кроме того там есть еще две очень красивые пагоды. Большая пагода дикого гуся и малая пагода дикого гуся. Обе находятся за пределами городской стены, но если до большой пагоды пилить добрых километров 5-6 от центра, то малая находится буквально в нескольких кварталах. Обе башни были построены во времена династии Тан в 8 веке. Это кстати еще раз к вопросу к тому каким большим был древний Чанъань. Поскольку башни вообщем-то похожи друг на друга, то я решил обойтись малой пагодой. Погулял по парку, полюбовался пагодой, взобрался на нее. После горных троп парка благоухающего холма пагода показалось низковатой, хотя ее высота где-то соответствует современным 8-9 этажам. У малой пагоды интересная история, во время одного из землетрясений от нее откололась вершина и вдобавок ее расколола на две части трещина. Следующее землетрясение чудесным образом залечило трещину и пагода все еще стоит.
В Китае есть свои мусульмане. Они живут там где-то с века 8-9 и передают свою веру из поколения в поколение. Больше всего их живет как раз в Сиани. Все таки в древности это был конечный пункт шелкового пути и ворота в Китай для остального мира. Сюда шли караваны из Средней Азии, Персии и арабских стран. Китайцы-мусульмане – такие же монголоиды как и все остальные, только одеваются немного по-другому. Женщины носят платки, скрывающие волосы, мужчины – маленькие белые шапочки типа тюбитеек. Решил и я пойти погулять по мусульманскому кварталу Сианя. Там оказалось много кондитерских с халвой и прочими восточными сладостями. Но больше всего меня поразила местная мечеть. Она очень древняя, ей больше тысячи лет, но она сделана так же как и любой китайский храм. То есть парк и относительно небольшие павильоны. Если бы периодически не попадающаяся на глаза арабская вязь в типично китайском окружении, то можно было бы решить, что находишься в конфуцианском или даосском храме.
Назад я добирался не скажу, что без приключений. Я рассчитывал так: 9 –часовым рейсом лечу из Сианя из Пекин, в 11 прилетаю, в 2 у меня самолет в Москву, в 6 в Москве (разница во времени!), а в 11 у меня поезд в Минск. Немного впритык, но должен успеть. Но тут вмешалась компания Хайнань Аирлайнс, которой я собирался летать из Сианя в Пекин. То есть туда то я долетел нормально. Но рассказываю по порядку. Приключения начались еще утром, когда я споймал такси рядом с хостелом. Таксист ни слова не понимал по-английски, включая слово “аэропорт”. А в Китае таксисты вначале хватают клиента и куда его нибудь везут, чтобы не упустить, и лишь по дороге выясняют, а куда собственно ехать. Но я то видел, что меня везут не туда! Я ему и авиабилет показывал, и руками махал, изображаю птицу. А он чего-то бормочет по-китайски и явно не въезжает, чего от него хотят. Тут я догадался показать ему обложку авиабилета, где по-английски и по-китайски было написано “Эир Чайна”. Таксист радостно закивал, развернулся и наконец поехал в правильном направлении. Но дорогу он все-таки знал неточно и пару раз останавливался и спрашивал. В аэропорт я приехал вовремя и даже с небольшим временным запасом. Смотрю на расписание. Нету 9-часового рейса. Иду к девушке под вывеской справки, она глянув на билет отправляет меня регистрироваться к стойке номер 35. Отстояв очередь, ставлю сумку на конвейер. А сумка к слову нелегкая, потому что в ней дуриан и рисовое вино. Китаец подымает на меня глаза и говорит. Ваш рейс отменили. Идите разбирайтесь с авиакомпанией, может быть вас посадят на 11-часовый рейс. Ну, предположим 11 часов меня категорически не устраивает, потому что получается всего лишь час на то что-бы забрать багаж, перебраться на другой терминал, пройти границу и все кольца безопасности. Очень даже реально становится застрять в Пекине надолго. Размахивая двумя билетами, в Пекин и в Москву, бегу к окошку Хайнань Аирлайнс. Жду в очереди. Потом объясняю девушке ситуацию. Она с кем-то созванивается и говорит. Хорошо мы посадим вас на рейс другой компании. Только вылет через 35 минут. Бегу на регистрацию. Китаец не спеша оформляет мой багаж. Проходит еще 5 минут. После меня он ставит табличку “закрыто”. Бегу в зал и радуюсь, что мне не надо проходить границу. Но тут утыкаюсь в длинную очередь в зал вылетов. Каждого пассажира долго шмонают. Пытаюсь влезть без очереди, показывая посадочный талон, по которому посадка уже началась. Китайцы в очереди показывают точно такие же талоны. Тогда я смиренно становлюсь в очередь. Но вот меня прошмонали и до вылета остается 15 минут. Бегу искать самолет, и как всегда оказывается в таких случаях, мой накопитель самый дальний. Ну а дальше все было стандартно, пересадка в Пекине, полдня скрючившись в кресле, потная летняя Москва, белорусский вокзал с бомжами, угрюмая невыспавшася проводница, и домой. А, да, был еще один забавный эпизод на посадке в Пекине. Передо мной стоял русский парень. Сотрудница авиакомпании пыталась ему объяснить, что его виза просрочена. Он обернулся ко мне и спросил. Ты по ихнему понимаешь? Не-а. А по английски? Понимаю. Переведи, чего она от меня хочет. Девушка уже начала пальцами показывать решетку. Мол, посадят. Парень рассказал мне, что это ему шеф так удружил, позвонил и попросил на пару неделек остаться. Ну, ты это спроси у нее а что мне сейчас делать. Девица за стойкой объяснила, что нужно платить штраф и нарисовала цифру- 500 евро. Парень начал ругаться матом и кричать что у него нет таких денег и вообще депортируйте его отсюда. Дали подписать какую-то бумагу и пропустили все таки без штрафа. Я потом встретил этого же парня в накопителе, он активно снимал стресс пивком из дьюти фри и рассказывал, что пограничник его чуть выпустил и хотел уже 600 евро.
А Олимпиада, спросите вы меня, ведь ты был в Китае за месяц до Олимпиады, готовится ли к ней Пекин? Да, улицы забиты продавцами олимпийской символики и маек Ай Лав Чайна. Сами китайцы с детской радостью все это раскупают и так по улицам ходят. Учитывая определенное сходство Москвы и Пекина у меня это вызвало нехорошие ассоциации с Московской олимпиадой перед падением империи, когда все уже сгнило и накренилось. И как раз в это время мне на пекинской улице попался китаец в майке на которой на кириллице было написано “Москва-80”.
И еще, принадлежит ли будущее Китаю так, как настоящее принадлежит Соединенным Штатам, а 19 век принадлежал Британии? Позвольте в этом усомнится. Говорят, что буквально за 10 лет Китай изменился так, что его не узнать, говорят, что китайские города стали похожи на Америку. Да, китайцы очень быстро учится, они трудолюбивы и любопытны, склонность к торговле у них в крови, несмотря на то, что в средневековом Китае торговцы считались хуже крестьян. Но достаточно ли это для того, чтобы сменить англосаксов? Ведь далеко не всегда из хорошего ученика получается что-нибудь толковое. Китайская культура очень глубока, но она несколько схематична. Раз найденную удачную схему они используют не год, не век, тысячелетия! Первые несколько дней восхищаешься китайскими садами и павильонами, тому как там все продумано и рассчитано до мелочей. Но потом понимаешь, что жесткие многовековые схемы оставляют не так то много места для вдохновения. Может быть в будущем осколки Британской Империи в виде Гонконга и Сингапура, проамериканский Тайвань, китайские диаспоры в США, Канаде и Австралии создадут необычную диффузную империю, если им удастся объединить восточное трудолюбие с западным авантюризмом и инициативностью, китайское любопытство с британским индивидуализмом. Тогда да, обленившиеся и зажравшиеся англосаксы уйдут в тень и миром будут править китайцы. А в светлое будущее северного Китая, я извините, не очень верю.
Что меня больше всего поразило в Китае? Наверное, та атмосфера покоя и гармонии, которая витает в старых даосских и конфуцианских храмах. Очень мало мест в мире, где бы я себя чувствовал так же уютно. Мне, кажется, стремление к покою и гармонии с окружающим миром лежит в самом сердце китайского понимания мира. Есть страны в которых несмотря на высокий уровень развития чувствуешь себя очень дискомфортно. Мне, например, было очень неуютно в Финляндии. Так вот, в Китае я себя чувствовал более чем в своей тарелке.
Так что же такое современный Китай? Просыпающийся дракон? Кровавая коммунистическая диктатура? Да нет, китайцы во-многом, как дети, а Китай – это большой ребенок, любопытный и любознательный, смотрящий на мир широко открытыми глазами.

А что там едят?
Китайская кухня очень разнообразна, и разумеется за две недели невозможно все перепробовать. Единственное, как общую закономерность я бы все таки отметил, что все нарезается такими небольшими кусочками, что бы все можно было есть палочками. На китайской тарелке невозможно представить себе большую отбивную. Да, если вы не умеете есть палочками, то не проблема, попросите официантку и она принесет вам вилку. Северо-китайская кухня немного отличается от той кухни, которую в мире считают китайской. Так знаменитое мясо под кисло-сладким соусом (это которое с ананасом) надо еще поискать. Я бы не сказал, что северо-китайская кухня особо острая, но часто бывает довольно сильно начесноченная, очень много пряностей которых мы не знаем. Меня например поразило мясо, сильно пахнущее алтейкой. Еще есть такое блюдо – называется монгольский самовар. Это когда на стол ставится что-то типа спиротовки, на спиртовку ставится в самом деле что-то типа самовара. Разжигается огонь, и в самоваре официантка палочками варит мясо, картошку и бамбук. В северном Китае популярны пельмени. А Сиань вообще считается пельменной столицей Китая. Внешне они почти ничем не отличаются от русских, но начинка у них по-вкуснее. Там может быть мясо с травами, мясо с грибами и многое чего другое. Из экзотики я попробовал медузу. Китайцы ее едят вместе с огурцами. Очень сочетается кстати. Я просто вспомнил, как американский профессор азейрбаджанского происхождения говорил, что пусть лучше от русского парня поутру водкой пахнет, чем китаец свою медузу на обед в лабе варит. Попробовал, солененькая такая, склизкая, в самом деле очень хорошо с огурцами сочетается.
В Китае очень много малоизвестных у нас фруктов, типа дуриана, мангустана и т.д. Но все это по-моему растет в Южном Китае или даже южнее, а в Северном Китае это почти такая же экзотика, как и у нас. То есть в магазинах это есть, но надо поискать, а на улицах продают более привычные нам фрукты. Я как раз попал в сезон персиков, и они там были везде и стоили копейки. В туристских местах ходили крестьянки с перекинутым через плечо коромыслом, на коромысле корзины с персиками. Могу сказать, что китайские персики мало напоминали деревянные греческие “нектарины”, а были гораздо ближе к среднеазиатским персикам моего детства. На улицах китайских городов много арбузов и дынь (это в конце июня, начале июля кстати). Дыни нарезают на ломтики, ломтики насаживают на палочки. Китайцы их покупают и ходят с ними, как мы с мороженым.

А что там пьют?
Ну, кофе там почти не пьют, зато пьют очень много чая. Но должен сказать, что китайский чай значительно слабее русского. Правда, все искупается разнообразием. Кроме известных нам черных и зеленых чаев, в Китае популярны различные оолонги, это нечто среднее между черным и зеленым. А вообще китайцы заваривают с чаем много всяких травок и цветов. Наиболее распространены жасминный и хризантемовый чаи. Чай по-китайски полагается пить так – чашка ставится на блюдце, подымается за блюдце? потому что традиционная китайская чашка не имеет ручки а держаться за саму кружку горячо, сверху кладется крышка, чай пьется из щели между крышкой и стенкой чашки, придумано это для того, чтобы заварка не попадала в рот.
Чай продается в Пекине с чисто восточным маркетингом. Белолицых туристов на улице встречают девушки в национальных костюмах и с подносами. На подносе стаканчики с чаем. После того, как из вежливости выразил свое восхищение, тебя заманивают в чайную лавку и начинают усиленно впихивать товар. Причем, девица за тобой следует неотступно и любой одобрительный взгляд на пачку чего-нибудь ведет к поползновениям упаковать и бежать к кассе. Тут самое главное вовремя сделать ноги.
Пиво когда-то широко распространилось в Китае с немецких поселений. Сейчас его пьют везде и оно пришлось очень по душе. Есть местное виноградное вино, но оно очень дорогое и не сказал бы что очень хорошее. Рисовое вино, воспетое классическими китайскими поэтами, сейчас почти не пьют, но найти его в магазине можно. Есть очень крепкая рисовая водка маотай, она может быть крепостью до 60-70 градусов. Ее вот китайцы употребляют. Я сам не пробовал, но по слухам совершенно жуткий напиток, однократное употребление формирует стойкое отвращение к алкоголю.

А какие там девушки?
Китайцы очень разнообразны как нация. Их плавильный котел запустили не пару сотен лет назад как в Америке, а пару тысяч лет назад. Поэтому китаянки бывают всякими – маленькими как вьетнамки и высокими-длинноногими. В среднем я бы не сказал, что китайцы такая уж красивая нация, но среди женского пола попадаются иногда очень хорошенькие экземпляры, изящные и тоненькие.