Рассуждения на тему поэзии и музыки

Логика Железная
Стихи поэта Сергея Геворкяна (из книги"Обратная сторона")



Поэзия и музыка во многом схожи, они «подчинены» не только и не столько знаниям, сколько чувствам.
Последнее время я именно на этом останавливаюсь, читая стихи. Именно интонации, недосказанность, смысл, который не на поверхности, а между строк меня привлекают..


« Пасхальный романс»…Сергея Геворкяна Его не хочется цитировать отрывками…Из песни, как говориться, слова не выкинешь, каждое ценно и значимо….
Поэзия особенное искусство….Здесь всё неоднозначно и всё не просто так…Почему романс?
Романс - это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. По идее если стихотворение называется романсом в нём или должно говориться о музыке, или сам слог должен быть музыкальным, или стиль должен отражать как-то жанр романса…
Во взаимоотношениях музыки и поэзии не так-то просто разобраться…Это содружество соперников или соперничество друзей?…они с одной стороны друг другу неравнодушны, и в то же время самостоятельны и самоценны. Одни поэты и слышать не хотят чтобы их стихи пели, а к другим сами стихи приходят с каким-то музыкальным мотивом и живут благодаря ему.
В «Пасхальном романсе» Сергея Геворкяна о музыке нет ни слова, но это именно романс…Почему?

Видя счастье своё воочью,
Не угробив души в аскезе,
Помнишь – как мы Пасхальной ночью
Говорили: «Христос воскресе!»

Здесь замечательно передана атмосфера, не поддающаяся объяснению волшебности этой ночи…

«Отходила ко сну столица,
Разговляясь Замоскворечьем.
У людей просветлялись лица,….

неожиданным вводным аккордом следующая строка:

«Позабыв, что гордиться нечем»

А дальше:

«Это было – я точно помню-
То, что мы называли счастьем»…….

Всё просто, даже обыденно – просто двое, просто пасхальная ночь, просто молоды, просто любят, просто счастье… и тут же:

«Вспоминая, стакан наполню
Стылой водкой – моим причастьем
…….

….Сколько дней – я не помню кряду
       Спиртом прочь выдыхалась – нега….»

Разъедающая тоска, мука в каждом звуке…,а дальше так человечны, так обнажены, почти наивны вопросы: «А сегодня скажи, ты та ли?»….
Или:
«Падал снег на траву - на траву.
Людный шарик сбивался с круга.
По какому такому праву
Мы лишили себя друг друга?»

Вот это повторение на траву – на траву – оно не случайность, оно создаёт какой-то неуловимый мотив…
Да и сюжет, несомненно, романсовый, передающий чувства, погружающий в воспоминания …Простые вопросы – зачем, для чего люди мучают друг друга прощаниями, разлукой, но почему-то прихватывает сердце и саднит, кровоточит душа….
и ты это чувствуешь….и вдруг именно об этом дальше…

«Жизнь проходит – куда ей деться…
Кровью, высохнув на порезе…»

….Жизнь, разрезанная беспощадностью, непоправимостью….Да, кровь засохнет когда-то…., но рубцы-то…они останутся навсегда…

«Ибо все выцветают краски…
Твердь – единственным достояньем
Я уеду на остров Пасхи,
Стану каменным изваяньем»

Вот такая каденция. Я тоже столбенею от этих последних строк….
Окаменеть бы, в самом деле, чтобы не чувствовать этой бесконечной пытки…любовью ли, разлукой ли …предательством….
Но не только сюжет создаёт здесь романс….В поэзии как и в музыке, не сюжет является рассказчиком…..Есть ещё что-то неуловимое, часто не поддающееся объяснению…что-то, что невозможно облечь в слова…именно это что-то и звучит неуловимой, скрытой музыкой….
Музыкальность здесь в мировосприятии, в неуловимом тремоло чувств, в звенящей, как порванная струна, пронзительности. Кажется, ещё мгновенье и ты сумеешь воспроизвести мелодию…такую проникновенную, что мир пошатнётся от сострадания…., но она ускользает как дымка, как призрак ….И эта неуловимость не даёт покоя…

«Твои глаза как НЛ О,
Никем опознаны не будут.
Тебя полюбят, но забудут,
А ты простишь любое зло..»

А вот ещё о прощении, о предательстве:

«Нам гибель – высочайшим дарованьем.
Душа снимает тело, как пальто.
Не всех ли предавали целованьем?
Не всё ли предавали целованьем?
Целует тот, кто близок, как никто

Бессмертье не даётся в виде ссуды.
Мужайся, Спас! Недолго до утра.
Открытое предательство Иуды.
И тайное предательство Петра»

Предательство….как больно сознавать его…в самых близких….самых-самых….., а тот кто предал, какого ему?.. Может ему ещё тяжелее, страшнее? Впрочем, считает ли он себя предателем? А где взять силы для прощения? Прощать, значит прежде осудить? а вправе ли мы, вообще, судить?

«Нам сумерки белить под образами
Во искупленье мелочных грехов.
И сребреники снов сгребать глазами
В карман души – до третьих петухов.

Ощипанные миром херувимы,
Как часто наша воля не вольна!
Пути Господни неисповедимы,
Но пусть воздастся каждому сполна»


Когда читаю такие строки, слышу голос автора …отчетливо, иногда резко, даже
ожесточенно произносящий:
«Господь с тобой!» - в который раз
Как попугай, одно и тоже
Твержу под гнётом лунных фаз.
Довольный тем, что жил и дожил

До пониманья: вот он – сбой,
Но жизнь, есть жизнь, и я не ною –
Я говорю: «Господь с тобой!
С тобой приятней, чем со мною»

Чего здесь больше в этих стоках прощения, отпущение обиды, нежности, самоиронии? – да всего понемногу.
В Интернете этого автора называют эпическим поэтом….Впрочем, зачем определения?
Здесь, я вижу лирика.

«Я думал, ты войдёшь ко мне без стука
В ту дверь, которой так к лицу засов,
И скажешь просто: «Вот какая штука:
Мы врозь – лишь наблюдатели часов»

Но острая нехватка кислорода
Как следствие отсутствия тебя –
Сподвигла – не искать на суше брода,
Шаги во тьме котятами топя »

«Нехватка кислорода – как следствие отсутствия тебя» …..можно твердить как заклинание, и слова не станут ни пустыми, ни обесцветятся…. Ибо они наполнены и смыслом, и чувством ….
Асафьев однажды заметил: «Музыка – естественные богатства, а слова – очень часто ассигнации. Слова можно говорить, не интонируя их качества, их истинного смысла. Музыка же всегда интонационна и иначе «не слышима» Так вот строки в которых скрыта музыка, соответственно тоже не могут быть пустыми и неуслышанными, ибо именно они доходят до самого сердца.
Я могла бы многое ещё сказать об особом или, лучше сказать, своеобразном ритме стихов Геворкяна, об образах, которые поражают неожиданностью, а порой просто взрывоопасностью. Отдельный разговор о восприятии музыки самим поэтом.. В общем, когда ещё многое остаётся недосказанным возникает желание прочитать книги этого автора, составить своё собственное мнение, подумать о поэзии, о жизни, о себе.