Диспут

Юрий Боянович
В старину, у одного просвещенного монарха была некая умственная забава: он раз в год устраивал у себя во дворце разные ученые споры, диспуты и турниры. На которые, естественно, приглашал самых знаменитых философов и мудрецов. Формально – дабы его советники и министры все это слышали, видели и учились. И вообще – уму-разуму набирались (что, честно сказать, вообще министрам и советникам никогда не лишнее). И чтобы учились интеллигентно спорить, а то, чуть что – сразу за кинжалы хватаются. А надо иногда и договариваться. Это, повторяем, формально.

А на самом деле – и для многих других целей: и покровителем наук в Европе чтобы прослыть. И дети царские, подрастающие, чтобы не все по соколиным охотам мотались да о гаремах своих мечтали, а и об умственном и прекрасном задумывались. И, вдруг чего, сии заезжие философы, сами того не ведая, глядишь, чего мудрого подскажут в смысле управления государством и подданными, да и казной, кстати – оно всегда полезно. И вообще – о других землях, людях разных, нравах и обычаях всегда послушать, ведь, интересно: мало ли что?..

А тему каждого очередного такого философского ристалища назначал сам король, причем, делал это интересно: посылал прямо с утра, в день турнира, специальных гонцов, чтобы они послушали, о чем народ на улицах говорит. И что они первое услышат, вот именно это и становится темой последующего трехдневного диспута! Красота: Вокс попули, можно сказать!

Ну и вот, в тот раз, о котором мы здесь рассказываем, вышло так, что гонцы услышали и передали королю, что первые же встреченные ими на улице, беседовали о воде.

- О воде? – удивился Король.

- Так точно, о воде, Ваше Величество, - отвечали гонцы. – Что вода – это, дескать, в нашем городе единственное доступное людям удовольствие. Потому что иногда бесплатное. Это когда идет с неба в виде дождя. А еще они говорили, Ваше Величество, что наш король, если бы он знал каким образом это сделать, то даже и дождевую воду он бы …

- Ну ладно! Хватит болтать! Разболтались… О воде – так о воде. Тема, согласимся, необычная, не то, что в прошлый раз: о том, что каждый народ должен быть достоин своего государя. Или в позапрошлый раз: о долге государя перед своими подданными и о долге подданных перед своим государем. Ну, о воде, так пусть будет о воде. В конце концов, даже интересно, тем более что эту тему нам тоже подсказали боги. Гм… Три дня лить воду – и все о воде… Ха-ха!

И вот, все семеро философов, оказавшихся на тот момент при дворе, потому что именно столько их захотело участвовать в диспуте и успело прибыть, бросились спорить об этой самой воде. Но, скажем прямо, что-то в этот раз у них несколько не заладилось: рассуждали они, вроде бы, и об одном и том же предмете, а договориться все равно никак у них не получалось. Даже приблизиться к тому, чтоб договориться – и то не выходило.

А дело в том, что один из мудрецов, тот, что прибыл из Северной Страны, объяснял, что вода – это далеко не всегда именно то, что мы о ней думаем, а именно – что она субстрат мягкий и нежный, текучий и уступчивый. Но может быть и твердым как камень: у них в стране такое часто можно видеть. Но бывает вода также горячая и обжигающая, как у хозяйки на плите. И бывают вода также в виде пара и даже облаков, откуда она потом снова изливается на землю дождем…

Другой же, что прибыл с южного востока, из Земли Ста Тысяч Богов, говорил о том, что вода есть не что иное, как аллегория. И что аллегория сия – именно об изменчивости мира и самого человека в этом мире, а также скоротечности всего. И даже сообщил, что в их земле реки по этой самой причине тоже бывают священными, как, например, их главная река Ганга, кою они чрезвычайно почитают…

А третий, что прибыл еще из большего далека, из самой Земли Хинской, так тот объяснял, что вода – никакая не аллегория, а самый что ни на есть способ и средство. Например, по ней можно хорошо перемещаться, и, как следствие, далеко плавать. И почти все растворить, без чего ни пороху не сваришь, никакой иной полезной вещи, вроде, скажем, фарфора…

А четвертый, что прибыл из Земли Греческой, перебивал их всех, и доказывал, что не туда они все думают! А думать надо о главном, о том – откуда она, эта самая вода, взялась! А действительно: откуда? Если из земли, как, вроде бы, очевидно, то как она туда попала? А если с небес, то откуда взялась в небесах? Кто ее туда взметнул? И каким образом? И для чего? И вообще – как так выходит, что все реки текут, а моря не преполняются? Вот как это так все всегда выходит?..

А пятый, из Земли Киевской, обращал внимание, что никто, как вода, не может так успокоить человека, и почему сие – никто не ведает! Даже песня такая у его народа есть: «На речке, на речке, на том бережочке…». Очень успокаивает…

А шестой из одной высоко ученой Европейской Страны приглашал всех поразмыслить, что не потому ли и живое живо, что в нем всегда содержится вода, и ее там весьма немало? И не просто немало, а именно, что больше всего именно ее?..

А был еще и седьмой, коий доказывал, что, конечно, вода как философская сущность и натуральная субстанция, интересна и даже важна, - никто не спорит, но еще того важнее вопрос о том, как эта эссенция способна взаимодействовать с иными эссенциями, сиречь другими сущностями, и что из этого всего выйти может? Например, тот самый уже упоминавшийся уважаемым коллегой лед – не есть ли он как раз результатом такого взаимодействия сущности камня и сущности воды? И не есть ли, скажем, пар результатом взаимодействия эссенций огня и воды же? Именно об этом следует, коллеги, рассуждать, именно об этом, а не о том, о чем все тут толкуют!..

…Долго они так дискутировали, страстно. Целых три дня и еще часть ночей прихватили. И беспорядочно беседовали, и по очереди пробовали; и кричали друг на друга, и, будто, уже и почти договаривались. А ничего у них все равно в этот раз так и не вышло: не смогли договориться!

Но все равно, король был очень доволен: всех ученых спорщиков богато наградил, проводил, и еще через год приглашал погостить и поспорить.

И советники с министрами тоже, конечно, были довольны: обычно монарх после такого ежегодного диспута целый месяц ходил как умытый! Довольный, улыбался; никого не распекал и не казнил. Даже не ругал: находился под впечатлением.

И народ был рад, чего уж там: некоторые, дескать, думают, что у нас в державе только такое удовольствие, как холодная вода – бесплатно. А вот и нет: еще у нас есть и ученые диспуты, причем ежегодные! Тоже, между прочим, бесплатные, так что нечего!

И все стали с нетерпением ждать следующего такого ученого диспута. А чего там осталось ждать-то? Тьфу! Каких-нибудь триста шестьдесят два дня. Пролетят-прожурчат, как горный ручеек. Как морская волна. Как майский дождик…