Событие века Август 91-го

Сергей Николаевич Емельянов
Сегодня я говорю о другой трагедии XX века - августе 1991 года. Но я не призываю скрестить шпаги тех, кто остался по разные стороны баррикад. Мы подводим итоги XX века, и только. Сегодня большинство нормальных людей понимают, что мы после августа 1991 года потеряли не просто СССР, мы потеряли нормальную предсказуемую жизнь. По-настоящему катастрофа еще не наступила, она грядет в ближайшие годы, когда мы наконец-то проедим и растратим все то, что создавали десятки лет напряженным каждодневным трудом Я помню времена более голодные чем сейчас. Отношусь к тому поколению, о котором можно сказать: наше детство изгажено войной, а приближающаяся старость перестройкой! Помню, что в детстве лакомством был черный хлеб, который я макал в блюдце с сахаром и запивал простой водой. Помню, что в первом классе у половины моих товарищей не было отцов, а у многих - и матерей, и мы не стыдились заштопанных стареньких курток и латаных брюк. После недавней войны горе было всеобщим. Но была вера и она крепла с каждым годом, - что все переживем, выдержим. Строились на месте бараков новые «хрущевки», становились доступными книги, одежда, продукты. Получали любое образование бесплатно, а в больницу не шли даже со своими тапочками, все там выдавали: и халат, и обед, и лекарства. Были ли трудности? Были - сколько угодно, но их преодолевали и власть, и люди.
Для меня, как учителя, сегодня самая страшная проблема даже не обнищание большинства на фоне показной сытости, благополучия и наглости немногих. Даже не то, что рушатся дома, прорываются трубы, становятся убогими дворцы культуры и наши дворы, а рядом с неубранными помойками и темными улицами сияют дворцы «новых таганрожцев». Страшно это ужасающее расслоение горожан. Но куда более страшно другое. Подрастает молодежь, у которой нет будущего. Самая чудовищная беда случилась в наших душах. Люди стали черствыми, равнодушными, злыми, одинокими.
В любом обществе большинство людей - это делатели, меньшинство - посредники и бюрократы. В Таганроге все меньше делателей (рабочих, учителей, врачей, техников, санитарок, инженеров, дворников) и все больше чиновников, посредников, охранников, сторожей. Никогда город наш не ощетинивался таким количеством решеток и замков, как сегодня. Молодые не хотят быть делателями, потому что не они хозяева жизни. Сегодня жируют столоначальники и спекулянты. Они заказывают музыку. Когда учитель высшей категории получает 702 рубля в месяц, а стул один обыкновенный стоит в магазине «Григорий» 771 рубль, это не смешно, а страшно. Когда большинство честных людей живут откровенно плохо и убого - это трагедия. И тут не надо ничего никому доказывать. Что будем есть, господа, когда все промотаем?
Декабрь 2000г.