Забытый классик

Сергей Николаевич Емельянов
Долгие годы в нашем городе жил и творил классик мировой детской литературы. Героями его произведений непременно были таганрогские мальчишки и девчонки, а события происходили именно в нашем городе. Сейчас его читают на многих языках мира. Классика звали Иван Дмитриевич Василенко. Сегодня он почти забыт. Таганрогская детвора в массе своей не знает его творчества. Эти грустные факты тревожат и требуют хоть чуть-чуть напомнить таганрожцам об Иване Дмитриевиче.
Он не был писателем по призванию, но стал им по суровой необходимости. В своей автобиографии писал, что за перо взялся лишь в 39 лет, лежа на больничной туберкулез-ной койке. Именно в постели он написал свою первую повесть «Волшебная шкатулка». Было это в 1934 году. Василенко был несказанно удивлен, что его повесть напечатали в журнале «Пионер», а следующую повесть «Мышонок» - в ленинградском детском журнале «Костер». «Ободренный успехом двух первых вещей, стал писать еще и наконец поверил, что из меня, при непрестанной работе над собой, может выйти писатель. Эти убеждения помогли мне побороть болезнь и встать с постели».
А все предшествовавшие этому годы Иван Василенко был учителем и общественным деятелем. Он активный участник революции, возглавлял Таганрогский окружной отдел народного образования, преподавал в авиатехникуме и филиале института.
А потом стал детским писателем. Да каким! Его произведения изданы тиражом в 10 миллионов экземпляров более 160 раз.
У него было много друзей, и в то же время он был очень одиноким человеком, особенно когда потерял своего единственного и горячо любимого сына Федора. Федя закончил школу и поступил в авиатехникум, одновременно учился в городском аэроклубе, а в 1939 году поступил в Качинское летное училище и стал летчиком-истребителем. Как гордился сыном Иван Дмитриевич! И вдруг - война. За пару дней до эвакуации из Таганрога, когда фашисты уже взяли Жданов, И.Д. Василенко получил страшную весть: пропал без вести Федор. Оставалась надежда, что найдется, ведь не погиб. За одну ночь тогда Иван Дмитриевич поседел. Всю войну он работал в редакциях красноармейских газет. А после войны командир полка, в котором служил Федор, написал письмо писателю, в котором рассказал, как погиб трагическим октябрьским днем под Конотопом его сын. В неравном воздушном бою он сбил два самолета врага, причем один из них - тараном. Могилы у Федора нет, хоронить было просто нечего.
И вот в таком мучительном состоянии этот тяжелобольной человек потом еще почти 20 лет жил и творил для детей. Его «Звездочка», «Жизнь и приключения Заморыша», «Гордиев узел», «Зеленый сундучок», «Артемка в цирке»... все это о детях и для детей.
И.Д. Василенко был удивительным рассказчиком, он блестяще знал историю Таганрога, помог многим молодым литераторам встать на ноги. Однажды он сказал: «Если я что-то сделал в литературе, то причиной тому - одиночество».
Это был очень деликатный, сдержанный и в то же время бескомпромиссный в отношениях с властью человек. Когда он умер, хоронить его вышел весь город. Но и сейчас о нем почти нет памяти в родном ему Таганроге. Почему?
Если уж мы так любим историю города, давайте рассказывать на уроках истории не только об императорах, но и о тех, кто создавал подлинную славу города, на уроках литературы прочитаем замечательные повести и рассказы И.Д. Василенко, издадим на деньги городского бюджета его книги для школьных библиотек. Давайте что-то делать, а не только говорить.
Октябрь 2000г.
Послесловие: Прошло восемь лет с тех пор, как был опубликован этот очерк, а ничего так и не сделано. И имя и работы Ивана Дмитриевича Василенко забывают все сильнее и сильнее. Куда же катимся, люди?