Экзамен

Дмитрий Зоран
       
       - Да ты вообще был когда-нибудь на нашем погосте ночью? – орал возбужденный Васька. – Это тебе не в соседней деревне Покровке, у них там священник толковый, не то, что у нас… пьяница.
       Вася очень легко распаляется, и спорить с ним совершенно бесполезно, а разошелся он из-за моего спора с парнями - кто чего боится, и в итоге я должен провести ночь на нашем погосте, и сейчас он провожал меня, отговаривая по пути. Сзади на пригорке остались стоять трое парней, они на три года старше меня и легко подвели меня в споре к этому шагу.
       - Ты разве не слышал историй, которые рассказывают про нашу Вишневку? Например, последняя, как трое калик перехожих, неделю назад, после ночевки неподалеку отправились прямиком в дом скорби, причем те, кто их видел раньше, сказали, что они поседели в эту ночь…
       - Да знаю я все эти истории, - перебил я его. – Ну и что ты мне предлагаешь? Повернуть назад и чтоб всю жизнь меня называли трусом, да? Это же, как экзамен, если его не сдашь, всю жизнь себе испортишь.
       - Не надо было спорить с ними, - смутился он.
       - Ну, ты же слышал весь разговор,… Что ж теперь делать…
       Дальше шли молча, красное солнце на закате уже коснулось горизонта, и на улице заметно стемнело, понемногу затихало пение птиц, а недалеко в лесу заухал филин. Меня вдруг пробрал озноб, и я передернул плечами, хотя весна в этом году выдалась теплая, и уже полмесяца стояла жаркая сухая погода, но по ночам всё ещё было прохладно.
       Ворота, конечно же, на замке, но какой мальчишка не знает, как проникнуть на закрытую территорию? Пройдя немного вдоль забора Васька, молча, понимая, что спорить бесполезно, помог мне, отогнув знакомую всем доску. Я глубоко вдохнул прохладный вечерний воздух, обернулся, посмотрев на пригорок, помахал спорщикам рукой, перекрестился и полез в щель, протаскивая за собой сумку с теплыми вещами. Доска со скрипом встала на место.
       - Удачи…
       Услышал я из-за забора, раздались шаги, скоро затихли и они. В наступившей тишине меня снова пробрал озноб, но передернуть плечами не получилось, поскольку в следующую секунду я замер, шагах в двадцати от меня что-то светилось на могиле. Время шло и ничего не происходило, столбняк отпустил меня, подавив желание вылезти обратно, я стал потихоньку, шаг за шагом, подходить к испугавшему меня огоньку, и наконец-то разглядел, обычная свечка, прикрытая от ветра дырявым жестяным колпаком. Наверное, кто-то приходил навестить родственников, и верно, посмотрев на свежую ещё надпись на кресте, я в потёмках с трудом разобрал имя похороненного здесь человека - Анатолий. Бабушка утром говорила, что сегодня уже сорок дней, как его задрал в лесу медведь.
       Когда я шёл сюда у меня был очень боевой настрой, хотя и немного подпорченный Васькой, а теперь… если я так испугался обычной свечки, что же будет дальше.
       Уже совсем стемнело, на звездном небе ни облачка, стало холодно, и я надел все теплые вещи, что взял с собой. Мне доводилось ночевать на свежем воздухе, и никогда раньше не было так холодно. Чтобы не чувствовать себя одиноким, я пошел на могилу к своей пятилетней сестренке.
       Она простыла этой зимой, долго болела, а потом умерла. Мы все очень горевали, я даже положил к ней в гробик её любимую куклу в синем платье с глазами из ягод рябины. Особенно нас напугала мама, мы боялись, что из-за переживаний она отправится вслед за Валей, папа тоже ходил мрачный, словно туча, но, слава богу, всё обошлось.
       Я присел на скамеечку рядом с могилой и крестом, на котором написано "Валенька 5 лет" и даты: рождения и смерти. Сколько я просидел не знаю, казалось, время остановилось, вдруг неподалеку раздался глухой удар и земля вздрогнула. Я замер, пытаясь определить, где и что упало. Немного погодя неподалеку человеческий голос начал произносить непонятные слова, и с такими интонациями, то завывая, то шипя, что я не на шутку перепугался.
       - Эго вестер новус доминус…
       У меня возникло желание спрятаться куда-нибудь.
       - Вос эритис ауритус ме…
       Ещё немного и я потеряю сознание от ужаса.
       - Пекте вос эритис кюес…
       Кресты слабо засветились зеленым светом, шагах в двадцати от себя, я заметил человека в черной мантии, стоящего ко мне спиной, он размахивал руками, делая ему понятные пассы.
       - Эго имперо вос… - со злобой уже почти кричал он.
       Из-под земли раздался глухой стон, такой тоскливый, что мне захотелось прямо сейчас лечь и умереть. Но страх почему-то прошёл, я выковырнул из оградки булыжник поувесистей, и стал подкрадываться на ватных ногах к нечестивцу.
       - Консурго… - завопил он так, что я аж вздрогнул, и подумал, что его наверняка в деревне услышали.
       Руки у меня тряслись, как у нашего священника, но я размахнулся и врезал ему камнем по голове... вернее, хотел по голове, но попал ниже, по шее. Некромансер рухнул без звука, как мешок с картошкой. Я думал, что кресты сразу погаснут, и стоны из могил прекратятся, но наоборот, стало ещё хуже. Земля зашевелилась, пошла трещинами, затем из могил стали высовываться руки и головы, в нос мне ударил запах гниения, такой сильный, что меня сразу прочистило.
       - Что ты наделал, несчастный... - раздался громкий голос, он шёл, казалось, отовсюду. - Мы сейчас ничем не сможем помочь. Канал-то один, пока ученик не вернется... Беги!..
       Вдруг завопил он, я отскочил в сторону, и вовремя сзади на меня чуть не навалился скелет, с растопыренными руками, он потерял равновесие и упал на землю, с жутким треском ломая ребра, пальцы и другие кости, а его череп вообще покатился, подпрыгивая на камнях куда-то в темноту. Со всех сторон уже подступали мертвецы, вонь стала совсем непереносимой, меня снова прочистило. Я узнавал знакомые лица, хоть и перемазанные землей, вот дядя Анатолий, совсем как живой, вот бабушка Маня, она умерла этой зимой от старости, в девяносто лет. Вон там вылезает тетя Сима, мамина подруга, от чего она умерла, никто не знает, лекарь даже забирал её с собой в город.
       Я повернулся в сторону могилы сестренки и замер… Валенька хорошо сохранилась, и глаза у неё более живые, чем даже у недавно умершего дяди Толи, или мне так казалось, из-за того, что она моя сестра. Она в ручке держала свою куколку, по моим щекам потекли слёзы, забытое горе вновь вернулось.
       Стоять здесь опасно, надо бежать в деревню поднимать людей, священника. Я побежал было к выходу, но там уже бродили покойники, забор просто так не перелезешь, он высокий с острым верхом. На другом конце погоста у леса есть ещё одна сломанная доска, туда тоже не пройти, меня окружили. Сначала они добрались до некроманта, стали дергать его в разные стороны, хрящи рвались с таким же звуком что и ткань мантии. Бедняга даже не то всхлипнул, не то вскрикнул, мне опять стало плохо.
       Затем мертвецы повернулись ко мне, стали наступать со всех сторон, я ужаснулся, увидев среди них Валеньку, взрослые невольно оттеснили её назад. Вонь снова напомнила о себе, меня чистило какой-то жидкостью, до тех пор, пока меня не схватили за руку, да как крепко, словно кузнечными клещами. Я завопил...
       …и проснулся, вскочил на, жалобно скрипнувшей, кровати, в холодном поту, на улице что-то упало, раздался топот, и в комнату вбежала мама.
       - Слава тебе, Господи! Проснулся... - перекрестилась она. - Как ты себя чувствуешь?
       Я прислушался к своим ощущениям, ничего плохого не заметил.
       - Вроде нормально, а что со мной было-то?
       Она устало опустилась на стул рядом с кроватью, стянула платок с головы.
       - Тебя Вася нашел на кладбище неделю назад, позвал взрослых, они донесли тебя до дома, и с тех пор ты спишь беспробудно. Лекарь сказал, что это... Как он назвал-то?.. Кома. Слово-то, какое чудное.
       Она вдруг спохватилась, побежала на кухню, и вернулась с кружкой воды. Я очень хотел пить, и залпом выпил сразу всё. Неужели мне всё приснилось… но меня нашли на кладбище… непонятно. Но когда я протянул руку, чтобы отдать маме пустую кружку, то увидел синяк именно в том месте, за которое меня схватил мертвец. Мне стало нехорошо, значит, это был не сон.
       - Как раз хотела узнать, - сказала мама, рассматривая мою руку. - Откуда у тебя такой синяк? Как будто схватил кто-то... Что с тобой, сынок? Ты так побледнел...
       В следующее мгновение меня ждало ещё большее потрясение, случайно взглянув на полку над дверью, я похолодел, оттуда на меня смотрела глазами-рябинками кукла в голубом платье.