Одесса-мама. 30 лет спустя

Елена Кировская
...посвящаю далеким друзьям - Кралину, Захаренко, Куколу, Иримчук, Карпович, Пржибыльскому.

Самолет уж делал последние виражи, как в мобильнике у кого-то затрезвонило-заиграло: "Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил, и все бендюжники вставали, когда в пивную он входил".
Да, есть, есть "...город, который я видел не раз..." Это как первая любовь, как первая встреча встреча с Питером, Веной, Парижем, Дубровником...

А еще разлука с ним и поздняя втреча оказалась такой же незабываемой, как и первое впечатление - 30 лет спустя. Слетав после 20 лет лет разлуки в уникальный город, Одессу -"государство в государстве", убедилась, что и она, родимая, изменилась к лучшему: словно расправила плечи, встрепенулась после 20-летнего перестроечного и постперестроечного небытия.

...На знаменитой Дерибасовской уж больше нет людей, продающих, как в центре столиц бывших союзных республик, разные интересные вещички, нет портретистов, а всю экзотику-торговлю перевели на Соборную площадь. На шумной Дерибасовской, со знаменитыми пивными-гамбринусами, воспетыми в песнях ("На Дерибасовской открылася пивная, там были девочки Маруся, Роза, Рая")разбит сквер. Не просто шикарный, а даже уютный, с новыми скамейками, с дорогим цвето-музыкальным фонтаном, который вечером, по выходным, окрашивается в разные цвета прожекторов-подсветок и звучит тут не просто музыка, а даже оперная классика: знай наших...

На ставшей за время командировки родной, Тираспольской площади, где конечная 15-го трамвая пересекается с бульваром Советской Армии, реконструирован огромный проспект. Видимо, позиция новых городских властей выражена и в новой архитектурной тенденции - убрать устаревшие мостовые. Это я так думаю, а как там оно на самом деле, поди, догадайся...

Настоящий культурным шоком для меня стала реконструкция знаменитого одесского Оперного театра. Судя по красоте, вложены сюда были немалые гривны с долларами. Рядом - фонтан, клумбы с цветами немыслимых видов и сортов: бабули с дедулями чинно выгуливают внучат, мамаши прогуливаются - качают коляски.

...Билеты в театр, признаюсь, не всем по зубам. По направлению жирной стрелки, указывающей к кассам, нахожу тяжелую дубовую дверь. В окошке - броская, яркая женщина, типичная одесситка, пожилая, в прошлом не просто красавица, ну чисто "мисс-Одесса". В ушах - крупные изумруды, серьги подстать большому перстню на руке. Манеры, как и положено, - для кассы оперного.

Дают комедийную оперу "Запорожец за Дунаем". И большинство стоящих в очереди просят дорогие билеты, оно и понятно: гулять так гулять, да и когда поближе к сцене - больше истинных впечатлений. Подходит моя очередь. И тут я произношу вечно-любимую фразу, проявляя врожденную рачительность и наработанную годами экономию командировочных:

- Будьте так добры, милая дама, не соизволите ли продать
билет подешевле, и чтоб на хорошем месте?"

- За 50 гривен Вас устроит? - автоматом произносит "экс-мисс-Одесса".

Ну меня так просто голыми руками тоже не возьмешь, и я продолжаю извечную тему "а не поторговацца ли?"

- Это дорого, мадам, если можно подешевле, - взглядом показываю я, - но так, чтоб не догадались сзади стоящие. На лице "тети Розы" недовольная улыбка: " А что для вас дешевле?"

 ...правильный вопрос, если учесть, что разброс цен от 20 до 100 "их" гривен!!

Признаюсь честно, я не любитель оперы, но эта мне жуть как понравилась. А красота какая внутри - умереть-не встать! Не театр, а чупа-чупс в пахнущей малиной золотой обертке! И главное - хочется продефилировать не в командировочных брюках и деловой блузе, а в платье а-ля "английская барышня 18 века".

Включите воображение, представьте: шикарная лепка на потолке, скульптуры под позолоту, монументальные колонны - зелёные, под изумруд, огромные зеркала. Ползала зрителей - иностранцы. У меня, с билетом в бельэтаж (боковая ложа) - лишь щенячий восторг от увиденного.

Причем бок о бок со мною оказались иностранки, женщины преклонного возраста, с которыми я как истинный папарацци, быстро перезнакомилась. Они оказались гражданами Канады, из Ванкувера.

Путешествовали милые старушки из гильдии советских эмигрантов первой волны по маршруту: Ванкувер-Париж-Бухарест-Одесса, круизом, по морю. А из Киева -там уж самолетом, до дому-до хаты. Вот уж терепь точно половина кандского землячества из "сообщества земляков пана Бандеры" судачат о новых видах "ридной Одеси".

Старушки-канадки впали в ступор, по всему видать, такого театра у них в Ванкувере никогда не бывало. На что я гордо отвечала, что во времена моего детства рассказывали, что одесская опера - лидер по качеству и красоте, вторая в мире, после Венской. Опера удалась на славу, пели прилично и танцы были хорошо поставлены. Когда выходили, иностранцы буквально визжали от восторга, перекрикивались, делились, что кому понравилось. По всей видимости, "шухер" вызвали именно пляски -- народные украинские танцы. Однако манера кричать в театре явно шокировала всех местных, у нас так в опере не орут!

Что еще? Знаменитый рынок "Привоз" с его шумными торговками и раками "вчера по три, а сёдня по пять" тоже реставрировали.
А на морском вокзале попала на выставку "Как облагородить вид Одессы". Стало понятно, что за внешний вид Одессы взялись серьезно, надолго и конкретно.

Напутешествовалась я так, что ног не чуяла под собой: Екатерининская, Ришельевская, бульвар Французский (тот, что "был в цвету"), Ленинградская, Приморский бульвар. Ноги отваливались, и я присела на скамечку отдохнуть, но не тут-то было: две одесситки (как видно, теща и свекровь) рьяно делили внука. Я встала.

- Сара Львовна, Гришечка вам не простит, если узнает об этом самовольстве, - давя на "р", гроссировала одна из них.

Другая классически парировала:
- Быть евреем не такое уж счастье, в конце концов у них тоже бывают проблемы.

И я покатилась с ветерком на 5-ом трамвае, по центру. Села на
остановке "Ж.д.вокзал" и погнала в сторону любимого пляжа "Аркадия", где в студенческие годы меня и моих "стоп-сигнальщиков" из университетской "шайки-лейки" знали практически все ночные сторожи, их собаки и лежаки.

Сейчас там - настоящие домины, как на всех дорогих загородно-окружных улицах столиц - на Гренобля в Кишиневе, на Рублевке в Москве, в Петергофе у Питера, но там есть своя особенность - там, это у моря. "У самого синего моря, где бьются чайки с морскою волною..."

Мои грёзы оборвал трамвайный водитель: "Чтоб вы так доехали, как заплатили," - сказал он кому-то. И этим "кому-то" оказалась ...я! Толстая тетка-кондуктор попросила заплатить во второй раз, я показала трамвайный билет, но она ответила: "Во второй раз, если хочете кататься - снова платите". Я ответила: " и круга не отъезила, мадам, и вообще я -гостья Одессы". Тетка улыбнулась и - странное дельце - оставила меня в покое.

Ну буквально всё в Одессе перелопатили: и знаменитый "цыганский" автовокзал реконструировали, а очереди за билетами всё равно, такие же длинные, как и в советские времена, начиная с 5-6 утра.

Перед отъездом купила любимый хлеб, батон весом в 1 кг, помидоров и знаменитой одесской кровяной колбаски. 200 граммов, чтоб не успела "сдохнуть" в пути. Со студенчества помню: хлеб был вкусныи! Увы, этот оказался обыкновенным: то ли в студенчестве мы были голоднее, и колбаса, казалось, пахла чесноком, то ли нынче хорошие пекари и хлебокарни извелись. А фрукты-овощи какими дорогущими оказались, и что неприятно ёкнуло - все преимущественно привозные, то ли из Чили, то ли из Аргентины... Будто "ридна Украина" уж и не из аграрного сектора.

... По пути в соседнюю Молдавию я ехала в салоне большого Мерседеса, с кондиционером и плоским телевизором новой модели ViewSonic, как у меня на кухне. Однако компания сколотилась ещё та: с сорокскими цыганами!! И как же эти ромалэ орали всю дорогу, шумели, пели, ели, передавая друг другу жирные куски копченой индейки, немытые помидоры с зеленым луком, сало и прочую снедь, одним словом, у меня было ощущение, что еду-еду я где-то по бесконечным просторам Бангладеша, и не хватает нам только кур на крыше автобуса. И пьяных мачо на конях с пистолетами вдоль дороги.

Отдохнула душою, повидалась с любимой "Одессой-мамою", набралась впечатлений, окунула бальзаковские окорока в ставшее чужим родное Черное море. И снились мне в ту ночь лежаки Лонжерона, убийцы-ночные комары, пограничники с шустрым Мухтаром на поводке и вся студенческая гоп-компашка. Которая в подпитии отвечала погранцам, что мы, дескать, тут "совсем не ночуем, а готовим МалУю на шлюпке в Турцию отправить".. МалАя - это я. И погранцы начинали шарить у меня в рюкзаке. Там от вечного сидения на них сплющились сменная пара белья, плед и чудом сохранившаяся банка тушенки. И я была смелой и безбашенной. А все наблюдали комедию: что там будет дальше? Милиция или отбой...

--А, заныкала, - радостно разоблачали меня, завидев тушенку из арсенала Госпродукта.

...А рванули мы тогда к морю, чтоб провести первую брачную ночь Шушуни и Игоря в экзотической приморской обстановке! Шальной выбор пал на Одессу. Бесплатный дизель с вечными гонками от контролеров, пиво и портвейн, шашлыки по утрам, песни "Милая моя, солнышко лесное" и голодная "медовая неделя" пошла всем на пользу. Все перелюбили друг друга. И остались навеки друзьями.

Жизнь прошла, но старые дружбаны - американец Алик, приднестровец Есаул-Соловей, питерский Женька со звучной польской фамилией и его вечными "лошадьми Пржибыльского", Галка из московской "Армии Спасения", Зайцева из Калифорнии, Марыля из Бендер с гитарою под мышкой и всеми обожаемый, а ныне бомж и спившийся туберкулёзник Игорь Кралин из Кишинева остались в памяти навсегда..

Всех помню и люблю.
С искренним приветом, ваша бывшая, из Одессы, Малая.

Одесса-Москва.