Единый Государственный Экзамен

Виктория Луковская
ЕГЭ
О едином государственном экзамене сказано и написано много. Разного: и плохого, и хорошего. Не претендуя на истину в последней инстанции, попробую всё же проанализировать ЕГЭ и сделать некоторые выводы, как хорошие, так и плохие.
Для начала, о плохом. Чем плох ЕГЭ? Тест – не показатель знаний, особенно если учесть, что распределение правильных ответов как правило равномерное, то отмечая одну и ту же цифру, можно абсолютно спокойно получить «три».
Ещё один минус, это попытка уравнять уровень экзаменов везде. То есть, берем ту же математику. Сравните уровень вступительных экзаменов по математике на мехмат МГУ и, например, МИЭМ. Есть разница – есть, а ЕГЭ предлагает их уравнять, так же нельзя.
Ко всему прочему, не все предметы можно проверять тестами и искусственными вопросами. В первую очередь это относится к литературе и русскому языку.
Мало того, сейчас уровень заданий ЕГЭ несколько лихорадит, то есть он все ещё не совсем адекватен, но это скорее издержки того, что данный вид проверки знаний только-только устаканивается.
А теперь поговорим о плюсах ЕГЭ. Да-да, вы не ослышались, именно о плюсах. А также о том, что же вскрылось, благодаря единому гос.экзамену. Ну, во-первых, ЕГЭ – это реальный шанс для многих поступить в вуз, который находится далеко от места жительства. А во-вторых, благодаря ЕГЭ. Мы наконец-то узнали реальный уровень большинства школьников, или точнее, уровень школьного образования. И картина выглядит неутешительной. Рассмотрим это на примере всё той же математики.
Итак, по результатам 2008 года чуть больше 20% выпускников не сдали ЕГЭ по математике, то есть написали его на два. А теперь, прежде чем кричать, Что задания слишком сложные, обратите внимание вот на что:
«Установить, что результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по алгебре и началам анализа (за курс X-XI (XII) классов) для выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании определяются на основании следующей шкалы перевода первичных баллов за выполнение заданий по данному курсу в пятибалльную систему:
       0 – 5 – отметка «2»;
       6 – 12 – отметка «3»;
 13 – 18 – отметка «4»;
 19 – 30 – отметка «5».»
Это выдержка из распоряжении Министерства образования и науки о переводах баллов в оценки. Взято http://www.alleng.ru/d/math/math_ege_shkala.htm
Заметьте, нижняя граница тройки – 6 баллов. ШЕСТЬ!!! В части А 10 заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл, задания простейшие. То есть школьнику, которому нужно только-только не два, нужно решить 6 из 10 заданий верно!!!
Простите, но если школьник этого сделать не в состоянии, то это говорит о следующем: в школе его просто-напросто не научили. И не надо говорить, что задания сформулированы некорректно. Ничего подобного. К тому же типовые задания и варианты прошлых лет доступны в магазинах и в интернете. Сравните ЕГЭ по математике за 2007 и 2008 год. Разница в цифрах (я говорю сейчас только про часть А), и формулировки отличаются максимум в двух заданиях. А значит, сам экзамен не при чём. Учить надо лучше. Неужели ж раньше было лучше. Не верю! Просто раньше статистику так не подводили. А ЕГЭ взял и вскрыл общую картину.
Теперь о медалистах, которым ЕГЭ не дал почить долгожданную медаль. Ха! О том, как у нас получают медали можно было бы написать отдельную статью, но мы сейчас не об этом говорим. Нам бы про ЕГЭ. Заметим, что медалист обязан знать школьную программу. Итак, разбалловка ЕГЭ по математике в этом году была такой:
А1-А10 – 1 балл за задание
В1-В8 – 1балл
В9-В11* - 2 балла
С1-С2 – 2 балла
С3-С5* - 3 балла
Итого максимум: 10+8+6+4+9=37. Задания со звёздочками не учитываются в школьной оценке, они нужны для оценки вуза. То есть максимум для школы 24 балла, при этом пятёрка начинается с 19. Поверьте, медалисты обязаны решать всё задания без звёздочек, он же претендуют на медаль. Я занималась репетиторством, я видела уровень подготовки школьников, как медалистов, так и претендующих только на три.
Всё зависит от ученика и учителя. Научить можно. Да, есть процент тех, кто запутался в задании и просто перенервничал, но такие есть всегда. И если человек утверждает, что достоин медали, но при этом не в состоянии выполнить ЕГЭ на 5, то о какой медали может идти речь?
Я не пропагандирую ЕГЭ. Я считаю, что школьный и вузовский экзамены должны быть разделены. Но при этом должна быть система, позволяющая школьникам из Владивостока поступать в Москву, не приезжая туда. Олимпиады сейчас не рассматриваем, это другое. Но всё же, ЕГЭ должен заставить многих родителей и учителей задуматься об уровне образования у нас в стране.