Глиняная игрушка

Марат Назимов
       


       В темновато-сумрачных залах Каирского музея витают незримые тени ушедших веков... Среди тысяч экспонатов многие – всемирно известны. В дальнем уголке одного из залов, за тускловатым отблеском витрины, увидел вдруг глиняные игрушки. Грубоватые, неумело вылепленые бедняком, как я догадываюсь, желавшим порадовать своих детей. А может быть – и разными людьми, из разных веков, но явно – небогатыми. Фигурки животных и людей, ослик, запряженый в повозку...
       В детстве видел игрушку – деревянный брусочек, а на нем – фигурки кузнецов. Между ними – наковальня. Если дернуть за веревочки, то фигурки как бы оживают и бьют по наковальне молотками.
       Вот и здесь, за витриной Каирского музея, увидел вдруг с изумлением нечто подобное. Но сделанное несколько тысячелетий назад. В Древнем Египте долго не знали обычных круглых жерновов для размола зерна - в течение веков брали небольшое количество зерна для одноразовой выпечки и размалывали, насыпая на плоскую каменную доску и растирая другим камнем – поменьше, который держали в руках. Этой работой занимались обычно женщины.
       Одна из глиняных игрушек, за стеклом витрины, изображала такую женщину. Она стояла на коленях, нагнувшись над каменной доской, с камнем-теркой в руках. С игрушки свисали веревочки – если дернуть за них, то игрушка как бы оживала и начинала двигаться, вверх и вниз, растирая зерно.
       Всматриваясь в эту игрушку, попытался представить ее давно исчезнувших владельцев, и вдруг мысленно увидел их. В тени от палящего солнца, отбрасываемой глинобитным забором, на берегу одного из каналов, идущих от Нила к полям, играли смуглые ребятишки, заливаясь счастливым смехом. Одному из них подарили игрушку и он теперь радостно дергал за веревочки, вызывая смех у сверстников, перемазанных черноватым нильским илом и – правда, было забавно узнать в этой игрушке родственницу кого-то из них...