Учительница английского

Виктор Свиридов
       Неожиданно захотелось рассказать о Софье Израилевне Яворковской. Разрешите – для краткости я буду далее называть её С.И.
       С 1957 года она была у нас в школе учительницей английского языка. Кроме того, она прекрасно знала немецкий, французский, итальянский, испанский и, кажется, португальский. Как она мне позже объясняла: достаточно знать один из европейских языков, чтобы остальные легко усваивались…

       Я вспомнил о ней может быть потому, что перечитал Д.Лондона… «Мартин Иден»… А впервые я познакомился с этой повестью переводя её с английского на русский по заданию С.И.
       Софья Израилевна… Маленькая, хрупкая, с первого взгляда невзрачная… Её имя-отчество говорит само за себя, а в те времена жить с таким диагнозом в паспорте было очень не просто. Тем не менее, С.И. легко расположила к себе наш класс. Она была чем-то неуловимо похожа на актрису Ахиджакову… Правда тогда, в 1957 году, до знакомства с Ахиджаковой нам ещё было очень и очень далеко…
       
С.И. никогда не давала частных уроков. Думаю, что и необходимости в этом у неё к тому моменту не было. Её муж, К.Климберг был уже ведущим хирургом Инты (предварительно отсидевшим десять лет в лагерях). Но об это чуть ниже…

А пока о том, как я стал учеником С.И. …
Мои родители очень хотели, чтобы их сын стал образованным и т.д. Одно время меня пытался учить английскому языку «английский шпион Джон» (об этом где-то есть у меня записки). Джон жил в подвале, бедствовал, нуждался… Но потом куда-то исчез.
       А я уже работал, учился в вечерней школе, и вопрос «ин.языка» был актуален: тогда для поступления в институт требовалось знание языка …
И мои родители обратились к С.И., которая сначала очень отказывалась, но из уважения к Алексею Васильевичу (моего отца правда очень уважали в Инте) согласилась обучать языку этого… хотел сказать «оболтуса», но скажем – мальчика.
Вот так я стал личным учеником С.И. и, как это не покажется странным, мы очень подружились. Она, конечно, хитрила, заставляя меня говорить на отвлечённые (но очень интересные) темы. О любви, о дружбе, о политике… НО… на английском языке!!!
Шестнадцатилетнему человечку эти темы были безумно интересны, а интеллект этой женщины был огромен…. Я с нетерпением ждал «уроков», готовил умные вопросы и ответы…

       (Кстати, должен доложить читателю, что плату она брала смехотворною: три рубля за урок. Только для того, чтобы мой отец не чувствовал себя должником…)

Собственно, всё это преамбула… Объяснение, как я подружился с С.И., как узнал фрагменты истории её жизни.
(В Инте – что ни жизнь – история, повесть, роман… Только кому они нужны были тогда, да и мало кому нужны сейчас.)

Тем не менее, вот отрывки из жизни С.И.

!941 год.
С.И. и её муж (главный врач центральной больницы) живут в Риге.
С.И. мне рассказывала (и этого не забыть!) что они с мужем ночью 22 июня отмечали вдвоём годовщину свадьбы… пили вино… слушали по радиоприёмнику музыку… вертели настройку и вдруг услышали речь Гитлера… он говорил, что начинает войну… (Не хочу касаться нюансов, причин и т.д. Хотя и это мне рассказывала С.И.
Лишь восемь часов спустя выступил Молотов…

Далее, по описанию С.И., события лично для неё развивались так.

Больница, где её муж был главным врачом превратилась в госпиталь… Через несколько дней немцы уже у Риги… Сплошное бегство… Её муж, Климберг, разрывается между операциями и отправкой раненых в тыл.
Немцы уже на окраинах Риги… Последний санитарный поезд ушёл. А в госпиталях остались сотни (тысячи?) раненых… Благодаря усилиям Климберга с помощью какого-то армейского генерала удалось сформировать автоколонну с ранеными и отправить её на восток. Однако в госпитале оставалось ещё много раненых, и Климберг решил остаться с ними.
Через час к госпиталю подкатила полуторка. За рулём местный латыш, служивший шофёром при больнице, а с ним молоденький лейтенант. Он привёз приказ от генерала: глв.врач должен немедленно догонять автоколонну с ранеными, т.к. там нет ни одного врача. А на словах лейтенант добавил; генерал велел сказать, что немцы вот-вот займут Ригу, поэтому немедленно забирайте жену… и ходу на восток…

… Из окон уже вторые сутки стреляли и по красноармейцам, и просто по автомашинам… В полуторку, где ехали герои моего рассказа и почти два десятка раненых бойцов, попало несколько пуль, двое раненых были убиты… Выехали за город… Лесная дорога… Тут машина встала и шофёр-латыш сказал, что заглох мотор, и он ничего не может сделать… Никто из мужчин, включая лейтенанта, ничего не понимали в автомобилях…

…Как сейчас вижу лицо С.И., при рассказе этого эпизода… Именно тогда она сказала мне, что любой мужчина должен уметь водить автомобиль и разбираться в этой технике…

       На войне люди быстро взрослеют и ожесточаются… Молоденький лейтенант навёл наган на шофёра и сказал, что если через две минуты машина не поедет, то шофёр будет немедленно расстрелян. (Не берусь судить о ситуации. Ведь машина могла и вправду отказать… Тогда и латыш этот погиб бы безвинно…)
Однако, через минуту машина завелась…

До 1943 года Климберг работал хирургом в прифронтовом госпитале… Жена работала там же медсестрой. Там же у них родилась дочь. Но однажды ночью его арестовали, предъявили обвинение в том, что он бросил раненых в Риге… Приговор: десять лет…
И это при том, что Климберг был сугубо гражданским врачом, и только по необходимости его больница стала военным госпиталем.
       Не помогла ему и сохранившаяся бумага от генерала… (Генерал этот был расстрелян ещё в 1941 году, за то, что плохо оборонял Ригу)

Сидел Климберг в Интинских лагерях. Врачи (особенно хорошие хирурги) везде нужны. Даже начальству приходилось. обращаться к ним… Поэтому Климберг сидел относительно «легко» и главное - выжил… В 1953 г. его освободили, но не совсем… Права выезда он не имел… И София Израилевна приехала к нему на север с дочкой Леной… (В 1957-58 гг. Лена училась со мной в одном классе.)

Банальная по тем временам история…

Уже поступив в институт я ещё несколько раз навещал Софью Израилевну. Мне было необыкновенно интересно с ней, и тепло, и уютно… Столько знаний! Столько взаимопонимания! Моя благодарность ей безмерна.
Может быть она ещё жива? Хотелось бы верить….