Сила искусства

Леонид Ветштейн
       
                Памяти школьного товарища РУДИКА ГУНА,который,когда я рассказал  ему этот случай,отреагироал на него словами,ставшими заголовком этого материала.
 
 
 
 
 
 В жизни автора этих строк был необычный случай.

Я работал тогда в многотиражной газете "Магнитогорский металл" (название которой с очевидностью указывает, что выходила она в городе Магнитогорске и было изданием Магнитогорского металлургического комбината).

В то время заведующим отделом культуры при Магнитогорском горисполкоме был мой хороший товарищ Саша Кононченко.

И вот как-то раз в конце 1963 года он сообщил мне:

- К нам приезжает Махмуд Эсамбаев!

- Махмуд Эсамбаев? А кто это?

- Как, неужели ты не знаешь? Это же всемирно известный танцор. Он исполняет танцы почти всех народов мира.

       К своему стыду, я не знал этого тогда. Саша устроил мне билет на один из концертов мировой знаменитости. Потрясенье от этого концерта помню по сей день, хотя уже более четырёх десятилетий прошло с тех пор. Это было что-то невероятное. Потрясающее. Завораживающее.

       Беспрецедентное, высочайшее мастерство. Удивительное проникновенье в душу танца, причём какого угодно - молдавского, индийского, бразильского, русского... На сцене творилось чудо. Я был в полнейшем восторге.

Любопытно, что впечатление не меньшее, чем сами танцы, произвёл на меня и рассказ конферансье, который перед одним из выходов на сцену чеченского чародея рассказал зрителям о том, что во время одного из концертов Махмуда Эсамбаева в зале находился парень, немой от рожденья. И когда он, этот парень, увидел, что творит на подмостках кавказский виртуоз, то пришёл сей зритель в такой восторг, что неожиданно сам для себя... закричал!

И с того момента у него появился голос!

       Это меня просто потрясло и, придя домой, я написал в связи с увиденным и услышанным небольшое стихотворение.

       Вот оно:

       ПОСЛЕ КОНЦЕРТА

Теперь мне с вами больше не расстаться.

Вы навсегда - и в сердце и в уме.

Сегодня понял я искусство танца,

Что до сих пор не удавалось мне.

И мне теперь понятно, даже просто,

Хоть я такого в жизни не встречал,

Что в зале был один немой подросток,

Который от восторга закричал.

Искусству сдался онемевший орган.

Где взять слова для выраженья чувств!

А сам я, онемевший от восторга,

Исполнен восхищения, молчу.

Я понял - с вами больше не расстаться.

Мне видеть вас на сцене повезло.

Я счастлив, полюбив искусство танца.

А где любовь, там не хватает слов.

По-моему, строки эти в комментариях не нуждаются (сейчас я, разумеется, понимаю, что технически эти стихи весьма далеки от совершенства, но тут уж что было, то было, как было, так было...)

И вдруг...

Вдруг к своему дню рожденья в январе 1964 года я получаю от Саши Кононченко сюрприз! И что бы вы думали?

       Я получаю от Саши Кононченко (царство ему небесное)... фотографию Махмуда Эсамбаева с его дарственной надписью!!!

       Это была в чистом виде фантастика!

       Я потребовал от своего друга объяснений! И вот что оказалось. Провожая великого танцора из Магнитогорска в Челябинск, Саша вручил Махмуду Эсамбаеву газету "Магнитогорский металл" с приведённым выше моим стихотворением.

       Махмуд Эсамбаев прочёл его и вот так на это отреагировал.

       Прямо на лицевой стороне фотографии и по сегодняшний день греет мне сердце надпись: "Дорогому другу-поэту Леониду". И дата - 14 января 1964 года.

...Газета "Магнитогорский металл" с этим стихотворением находится сейчас в музее имени Махмуда Эсамбаева.
       
       *************

 На снимках: Махмуд Эсамбаеев(ТО САМОЕ фото); Саша Кононченко.