НГМК. Гибель моих книг

Леонид Ветштейн
       Начиналось в "Знамени дружбы"

       


       К 63-й годовщине Победы в Тель-Авивском издательстве "Бэйт Нэлли" увидела свет моя книга, которая называется
       "ОНИ ПОБЕДИЛИ".
       Это сборник очерков о ветеранах войны города Ариэля, в котором я сейчас живу. А в мае состоялась торжественная презентация книги в местном Доме культуры. Казалось бы, какое отношение имеет это к газете "Знамя дружбы", что выходит в узбекском городе Навои? Оказывается, самое что ни на есть прямое.
       Ведь свои очерки о фронтовиках я начал публиковать именно в этой газете. Хорошо помню, что первый из них был о Борисе Петровиче Рудомёткине, человеке, которого наверняка и сейчас помнят навоийцы. Затем последовали повествования о бывшем кавалеристе из посёлка Канимех Ахназаре Умарове, о Герое Советского Союза Василии Гусеве, о незабвенном храбреце Иване Трушлякове (оба из областного центра), о пехотинце из села Дебаланд Нуратинского района Жуманиязе Хаитове....Этот список можно продолжать и продолжать. И ловлю себя на том, что хочется продолжить, потому что эти люди навсегда оставили добрый след в моём сердце.

       Мой замечательный друг Мансур Насыров из Кызылтепо (о нём я в дальнейшем сделал книгу, которая вышла в Узбекистане уже после моего отъезда),
       удивительный степняк Сыдык Сатанов из Тамды,
неповторимый бахши Умаркул Пулканов из Хатырчининского района, славные Равшан Пулатов из Навбахорского района,
 Ибрагим Норов из Карманы,
 Файзулло Бурханов из областного центра,
 Асад Мамедов из Кызылтепо...
 Люди, которых я никогда не забуду...О каждом из них довелось рассказать читателям со страниц областной газеты.

       К 50-летию Победы все эти очерки (за которые мне в конкурсе,объявленном "Знаменем дружбы" к полувековому юбилею Победы, присуждено 1-е место), были собраны под одну обложку и благодаря директору Навоийского горно-металлургического комбината
       Н.И.Кучерскому,

       увидели свет в виде книги "Всем смертям назло". А в канун этого праздника 29 апреля 1995 года в малом зале навоийского ресторана "Вечерний" состоялась встреча героев этой книги,организованная хокимом области и при его личном участии.
 К 60-летию Победы книга была переведена на узбекский язык (переводчик журналист Рахим Рузиев, бывший редактор навоийской областной газеты "Дустлик байроги"). Она при том же спонсорстве НГМК (Н.И. Кучерский) увидела свет значительно расширенной и дополненной новыми героями.
       О нескольких фронтовиках, героях очерков, мне удалось сделать документальные фильмы, которые были показаны на Международных фестивалях кинолюбителей в Санкт-Петербурге и в Москве, причём все эти ленты были отмечены Дипломами, а фильм "Три фотографии", героем которого был недавно ушедший из жизни Жуманияз Хаитов, получил ещё и Призы на том и другом фестивалях.

       А начиналось это всё для меня с выполнения редакционных заданий в газете "Знамя дружбы".
       Да разве только военная тема, которую я курировал одно время в "Знамени дружбы", воплотилась в дальнейшем в моих книгах? Ведь и самая первая моя книга "Урановый король" была прежде ПОЛНОСТЬЮ ОПУБЛИКОВАНА на страницах этой газеты. Скажу больше: начиная публикацию, я даже не думал, что это будет книга. Мысль собрать очерки о первом легендарном директоре НГМК Зарабе Петросовиче Зарапетяне под одну обложку появилась лишь после посещения кабинета Н.И.Кучерского, который направил меня в Москву, дабы мог я там встретиться с главным своим героем, которого до этого не видел ни разу!
       В "Знамени дружбы" впервые увидел свет и мой очерк о легендарном министре Среднего машиностроения
       Ефиме Павловиче Славском,
       который попал затем в книгу
       "Е.П.СЛАВСКИЙ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ"
       из литературной серии "Творцы атомного века" (Москва. Издательсво по атомной технике.1998). Помнится, эту книгу, где мой очерк был в ряду с воспоминаниями великих учёных-атомщиков, я достал в Москве с невероятным трудом...

       Да собственно, материалы всех моих 12 книг, написанных прозой (были ещё две книги стихов) добывались мною изначально при исполнении корреспондентских обязанностей в газете, в которой я начал работать 10 февраля 1973 года. Вроде бы совсем недавно...
...И вот только что вышла пятнадцатая по счёту моя книга "Они победили". Мне, совсем новому здесь человеку, сразу доверили делать её, разумеется, потому что я представил местному (Ариэльскому) комитету ветеранов свой сборник очерков о фронтовиках Навоийской области, каждый из которых был впервые опубликован на страницах навоийской областной газеты "Знамя дружбы".
       ************

       Этот мой материал,появившийся на одном из сайтов,вызвал ряд откликов.Вот мой ответ на один из них.
 



 
       Леонид Ветштейн 20 Июня 2008.
       ********************************
       Первым делом - мой привет коллеге-переводчику Рахиму Рузиеву!Он перевёл на узбекский язык ТРИ мои книги -

"Урановый король",

"Дорогой брат..."

 "Всем смертям назло".

       Увы,по независящим от него причинам первые две из названных книг не увидели свет в узбекском варианте,хотя их перевод осуществлялся по инициативе самого Н.И.Кучерского (договор с переводчиком подписан им, директором комбината).
       Жаль...Совсем не плохо было бы это к 50-летию НГМК - книги о первых двух директорах НГМК - НА УЗБЕКСКОМ ЯЗЫКЕ! Какой был бы славный подарок юбилею!

       Увы,не увидели свет не только эти две переведённые на узбекский язык мои книги.
Бесславно погибли и написанные мной по заказам РУКОВОДИТЕЛЕЙ подразделений НГМК книги:

"Герой нашего времени"( это огромный мой труд,автором которого неожиданно стал другой человек; отдельная история)

"Богатырская симфония"( к 30-летию Навоийского
Дворца культуры "Фархад");

"Мастера кызылкумского дастархана"(к 45-летию
ТПП "Горняк");

"НГК в НГМК"( к юбилею Навоийского Горного колледжа);

"Высокое напряжение"(к юбилею Навоийского треста "Промэлектромонтаж");


а также книга
 "Лицом к лицу с легендой"(о совершенно уникальной истории узбекско-украинской дружбы; я делал эту книгу 20 лет);

       книга о первом председателе Навоийского горисполкома,фронтовике Файзулло Бурханове...

...и увы,это ещё далеко не всё...
       **************************


       Канатбаев Алимбай. 07 Июля 2008.
       ********************************
       Леонид,я,когда жил в Зарафшане,слышал о вас,видел ваши книги,которые были посвящены покорителям Кызылкумов.Вашей первой книгой был "Урановый король" о первом директоре Навоийского горно-металлургического комбината
Зарабе Зарапетяне,под руководством которого был построен Валютный цех Узбекистана ГМЗ-2,то есть Зарафшанский золотоизвлекательный завод.
       Насколько я помню,Ваши книги,Леонид,выходили благодаря директору НГМК Н.И. Кучерскому.
       Вопрос:как он мог допустить,что у вас погибло,как вы говорите,столько книг? Или у вас испортились отношения?
       
       *******************
       
       На этот вопрос мне предстоит ответить...
       
       ******************



 На снимке:директор Навоийского горно-металлургического комбината
Герой Узбекистана Николай Иванович Кучерский,благодаря которому у меня вышло более 10 книг.