Рецензия на фильм Арарат

Артем Саакян
Описание: http://www.afisha.ru/movie/169995/

Первое, что бросается в глаза, – нарочитая эклектичность созданной Эгояном конструкции. Эклектичность не является следствием выбранных художественных методов. Она диктуется свойствами анализируемой проблемы. Трагедия огромных масштабов пересекает жизни множества изначально посторонних друг другу людей, причудливо связывает их судьбы, даже, по прошествии значительного времени вызывает неожиданные последствия. Если попытаться соединить в систему эти последствия, она неизбежно получится эклектичной.

Столь тяжкие преступления, преступления против человечности, так или иначе, задевают каждого человека. Невозможно, даже, просто исследовать творчество и биографию одного художника (Арчила Горки), не соприкоснувшись с событиями, в значительной степени определившими его судьбу: героиня Арсине Ханджян изначально занимается «чистым» искусством, не ставя перед собой задачи обличать, разоблачать или добиваться справедливости. Ее сын, чувствующий боль так остро, будто предательский удар нанесен только вчера, пытается заработать на продаже наркотиков средства, которые он, видимо, предназначает для какого-то известного ему противоядия от боли. Какая связь существует между геноцидом и торговлей наркотиками, знает тоже только он один.

Армянская Секретная Армия Освобождения Армении (АСАЛА), провозгласившая своей целью вооруженную борьбу с фашистской Турцией и принуждение ее к выполнению условий Севрского договора о границе с Арменией, раскололась, а впоследствии, полностью прекратила свое существование, натолкнувшись именно на такое неразрешимое этическое противоречие: допустимы ли необходимые вооруженные акции против турецких чиновников, если случайными жертвами могут стать мирные, непричастные люди.

Умного, тонко чувствующего режиссера в исполнении Шарля Азнавура интересует только один, главный вопрос – «За что нас так ненавидели?», то есть, почему и как происходят подобные злодеяния и можно ли предотвратить их повторение, как, в конце концов, люди превращаются в зверей?
В отличие от других произведений, связанных с темой геноцида, как, например, «Список Шиндлера», «Арарат» – не хроника преступления. Это фильм о том, что происходит после преступления. Как ведут себя люди, ощущающие себя наследниками пострадавших и осознающие свой долг по отношению к мертвым. Как ведут себя люди, оказавшиеся по другую сторону, ощущающие себя наследниками подлецов и убийц. Бессильные изменить прошлое, и те, и другие раз за разом тасуют его колоду. Первые, ища просчеты в решениях и поступках столетней давности, альтернативные пути развития событий. Вторые, раскладывая более удобный и приятный для себя пасьянс.

Но главное в «Арарате» – то, как воспринимают страшные события далекие от них люди, живущие в тихом благоустроенном обществе, где уровень неразрешимых проблем – необходимость примириться с тем, что сын гомосексуалист и открыто живет с мужчиной. Канадский таможенник, отпустивший юношу, поступается главной ценностью общества, в котором живет, – верховенством закона, потому, что преступления против человечности касаются каждого человека.