Рецензия на спектакль Звезды на утреннем небе

Артем Саакян
Описание: http://www.afisha.ru/performance/66220/

Спектакль совершенно очевидно пережил отпущенный ему недолгий век. Поставленная в 1987 году история о высланных в преддверии Московской Олимпиады из столицы люмпенах (бомжах, алкоголиках, проститутках), «уродующих лицо города», была в свое время не менее актуальна, чем «Интердевочка» или «Так жить нельзя».

В произведении, затрагивающем актуальные проблемы и попадающем в «болевые точки», ощущаемые едва ли не каждым человеком, художественные достоинства на время становятся второстепенными. В актуальной постановке важна не тонкость юмора, а беспощадность, если угодно, злобность сатиры. До поры до времени не важно, что действительность в постановке не анализируется, а просто демонстрируется. Важно то, что неприглядная действительность, упоминание о которой долгое время было под запретом, наконец-то вытащена на всеобщее обозрение. После утоления острого информационного и эмоционального голода наступает время для более холодного и трезвого анализа тех же самых проблем, которые не исчезли, – они только названы, и произведения по форме художественные, но, по сути, чисто публицистические справедливо лишаются прежнего зрительского (читательского) интереса.

Вполне закономерно, что "Город Зеро" и "Асса", совершенно по-разному, но одинаково творчески препарирующие советскую действительность, порождающие новые смыслы, продолжают свою жизнь и по-прежнему интересны. Множество же других произведений того периода времени, затрагивавших внешне ту же проблематику и пользовавшихся вполне заслуженным успехом у зрителей, сегодня столь же заслуженно забыто. Потеряв актуальность, они потеряли с ней свое единственное достоинство.

«Звезды на утреннем небе», утратив актуальность, превратились в несвязанный коктейль из эстрадных реприз, среди которых есть как удачные, так и откровенно пошлые, бородатых анекдотов и поздневставных эротических сцен, свидетельствующих о попытке «осовременить» постановку. Всего этого вкупе с именем Додина на афише вполне достаточно для привлечения публики. Зал, во всяком случае, был заполнен. Единственное, что отчасти спасает спектакль и не позволяет безапелляционно обвинить публику в дурновкусии, – это без преувеличения замечательная игра актеров, причем всех без изъятия. Схематичные характеры героев, которые вовсе и не характеры, а просто типажи, высокий профессионализм и самоотдача актеров делают яркими, выпуклыми и убедительными (правда, при этом характеры все же продолжают оставаться слишком узнаваемыми, но это неизбежно). Видимо, для этого здесь и нужен Додин: заставить актеров вдохновенно, с надрывом играть любой трюизм дано не каждому режиссеру.

Можно предположить, что вторая причина неослабевающего зрительского интереса к "Звездам" – это смутное ощущение прежней актуальности демонстрируемой действительности, ее сродстве действительности нынешней, возникающее в последней сцене. Герои – люмпены, люди с самого дна, увидев из окон своего дома спортсменов, несущих по, разумеется, оцепленной милицейскими патрулями дороге Олимпийский огонь в Москву, бурно и искренне ликуют совсем, как это описывает официальная пропаганда. Если Олимпийский огонь заменить, скажем, на очередные выборы Единой России или Путина, связь с сегодняшним днем будет очевидна, равно как и то, что поведение пусть тех же самых характеров, но в изменившихся обстоятельствах требует осмыслить ситуацию заново или, по крайней мере, просто описать эту новую ситуацию, но со всей ясностью, точностью, откровенностью и беспощадностью, как это необходимо в актуальных произведениях. Возможно, такое произведение и будет создано, когда пройдет срок давности у дел сегодняшних, и о них можно будет говорить без опаски, как о неприглядном, но невероятно далеком прошлом. Произведения же, отжившие свой век, должны уходить на заслуженный покой.