Детские годы великих актёров и режиссеров

Влад Каганов
КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВСКИЙ

          В 1863 году в  богатой московской купеческой семье Алексеевых родился мальчик. Назвали его Константином. Отец и мать Кости были образованными, культурными людьми, которые пронесли свою любовь через всю жизнь и воспитали десятерых детей. Мать Кости была француженка, а бабушка по материнской линии - известная в свое время в Париже артистка.
               С малых лет Костя был окружен искусством. Обеспеченные родители водили детей на балет, в оперу, цирк, где выступали артисты, известные во всем мире. Под влиянием увиденного, дети создали свой собственный театральный кружок и часто устраивали концерты для соседских детей.
             В  спектакле «Времена года» маленький Костя изображал «Зиму». Его укутали в шубу, надели на голову меховую шапку и привязали ниткой бороду и усы.
          На сцене разложили хворост, как будто это костер. Для большей достоверности хворост раздвинули и в середину вставили горящую свечку. Костя должен был держать деревяшку и осторожно дотрагиваться ею до сучьев, как будто он переворачивает их. Как только открылся занавес, зрители  (мама, папа , братья и сестры, прислуга) захлопали, и маленький Костя впервые ощутил ни с чем не сравнимую радость. Он решил по-всамделишному  расшевелить сучья. В ту же минуту от свечи загорелся хворост, вспыхнула вата. Начался пожар.
          Мальчика унесли и огонь потушили. Но тот свой первый выход на сцену мальчик запомнил на всю жизнь. С одной стороны было впечатление успеха. А с другой – провал из-за пожара.
          По воскресеньям детей часто отвозили в цирк, в театр.Костя был влюблен в девочку наездницу, которую видел в цирке несколько раз. Вместе со старшим братом Костя устроил дома цирковое представление.Он назвал его « Цирк Констанцо Алексеева». После посещения балетного спектакля в Большом театре, дома готовили свой концерт. Танцевали все под аккомпанемент гувернантки.
          С 14-ти лет Костя выступал  на любительской сцене.
          В юношеские годы, Костя полюбил Малый театр, знал всех актеров. Актриса Надежда Медведева, увидев увлечение юноши, предсказала ему карьеру выдающегося актера и режиссера.
          Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938)- режиссер, актер, педагог и теоретик театра оказал значительное влияние на российкий и мировой театр.

ГАЛИНА   УЛАНОВА

       Галя родилась в Петербурге в 1910 году. Ее мать и отец танцевали в
Мариинском театре. И вот однажды они взяли маленькую дочь на балет «Спящая красавица».
Фею Сирени в этом спектакле танцевала ее мама Мария Романова. Узнав маму, девочка закричала на весь зал: « Это мама! Это моя мама!» Люди в зале оборачивались, не понимая, что произошло. Галя не мечтала о балетной школе. Она хотела быть моряком. До девяти лет ее любимой одеждой была матроска.  Но в доме хранились альбомы с фотографиями, где ее мама и папа были заняты в спектаклях. Маленькая Галя, рассматривая эти фотографии пыталась повторить балетные позы. За этим занятием ее застала мама.
         -Коленки не сгибать! – заметила она.
     После революции 1917 года, жизнь в Петербурге была голодной и холодной.
Родители Гали ради дополнительного заработка были вынуждены выступать в холодных залах перед киносеансами. Чтобы как-то определить дочь, уберечь ее от голода, они решили отдать ее в балетное училище, где был интернат. Но Галя рыдала и просила не отдавать ее.
     В конце концов им удалось убедить девочку, и она пошла на просмотр.
Ее приняли сразу  и определили в интернат. Питание было скудным.
         « Нам давали на день четвертушку хлеба и ложечку сахара-песка, -
вспоминала Галина Уланова.- И это нужно было разделить на три части. Ни
в коем случае не съесть сразу.»
       Проснувшись на рассвете, Галя оделась и пыталась бежать из « балетного
рая». Но ее задержал сторож и вернул обратно в спальню.
В первом детском спектакле «Среди цветов» Галя Уланова танцевала Гортензию. Танцевала самозабвенно. А выпускной спектакль в конце обучения она уже танцевала  «Шопениану». Ее сразу приняли в Большой театр солисткой балета.

     Галина Сергеевна Уланова была удостоена всех высших  наград Советского Союза: Народная артистка, дважды Герой Соцтруда, Лауреат Ленинской и ряда других премий. Но главное – она осталась в сердцах людей всего мира любимой балериной.

ГАЛИНА  ВИШНЕВСКАЯ

       Гале было три года, когда она начала петь цыганские песни, подражая матери. Петь она любила сидя под столом. Мама аккомпанировала на гитаре, а Галя пела. Она родилась с природным голосом и получала удовольствие от пения и от аплодисментов родных и соседей. Ее отец мечтал стать певцом, но погубила его водка. А мама, женщина с цыганской кровью, часто влюблялась. Девочку решили отправить к бабушке в Кронштадт.
       «Характер у меня был не сахар, - вспоминала Галина Вишневская через много лет.- Если ставила перед собой цель, то шла напролом, отстаивая свою правду и свое право. Лишь бабушка своим сердцем и умом простой крестьянки почувствовала, поняла, что за всеми моими капризами, а часто и злыми выходками скрывается горькая обида брошенного ребенка».
Галя пела везде: на улице, в школе, в компании, дома. Голос разносился по всему двору. Соседи так и  говорили: « Галька-артистка поет».
  Первоклассницей  Галя получила свою первую премию в школе за хорошее пение – три метра ситца. Потом бабушка сшила ей из этого материала платье с воланами. В 3-й класс Галю перевели в другую школу. Учитель пения сразу обратил внимание на голос новенькой ученицы. Он начал разучивать с ней гаммы. Потом привлек к пению еще одну ученицу и Галя начала петь с ней в два голоса.
      Когда Гале исполнилось 10 лет, мама подарила ей патефон и комплект пластинок.  Это была вся опера Чайковского «Евгений Онегин». Галя крутила пластинки целыми днями и выучила все партии наизусть. Все жильцы коммунальной квартиры не могли уже слышать  оперу « Евгений Онегин». А Галя решила окончательно: « Буду артисткой! Буду певицей!».
       Через пятнадцать лет Галина Вишневская пела Татьяну  на сцене Большого театра. С этой партии началась ее карьера великой певицы.

БАРБАРА  СТРЕЙЗАНД

          Барбара родилась в 1946 году в США. Семья жила в маленькой, тесной квартирке в Бруклине. Мать называла свою дочку «эта уродина». А отчим бил ее за малейшую провинность. В школе тоже издевались над некрасивой, длиноносой девочкой со взрывным характером. Однажды она вымазала лицо мелом, а волосы покрасила в зеленый цвет и так пошла в школу. На улице прохожие удивленно переглядывались. А в школе ее вызвали к директору. Директор отправил Барбару домой с запиской к родителям.Мать отмыла лицо дочери, а волосы сбрила наголо. Барбара какое-то время щеголяла голым черепом. Затем начала носить парик.
        В 16 лет Барбара пошла в Бруклинский клуб «Лев». Она оттолкнула от микрофона певицу, выплюнула жвачку и запела. Люди в зале возмущались, кричали: «Что это за уродина!». Но потом затихли слушая ее голос. Директору клуба Барбара сказала, что она турчанка, что ее бабушка была женой турецкого султана.
        Так началась карьера звезды Голливуда Барбары Стрейзанд. 

ЭДИТ  ПИАФ

         Шла первая мировая война. В 1915 году в семье французских уличных артистов цирка родилась дочь. Ее назвали Эдит. Отца вскоре мобилизовали на фронт, и мать отвезла малютку к своим родителям-алкоголикам. За девочкой практически никто не смотрел. Она тяжело заболела и почти потеряла зрение.
         Вернувшись с войны, отец забрал Эдит и отвез к своей матери. Та обожала внучку. Но бабушка содержала дом терпимости. Девушки этого заведения полюбили маленькую девочку. Но  вот в школе Эдит пришлось пережить немало огорчений. Родители других учеников потребовали убрать ее из школы. Им не нравилось ее поведение и то, что живет она в доме, который пользуется дурной славой.
          Отец решил ввести дочь в свой аттракцион. Она собирала деньги с публики после выступления. Иногда Эдит напевала песенки. Со временем люди стали приходить не столько посмотреть выступление акробата, сколько послушать звонкий голосок его дочери.
          В 15 лет Эдит вместе со своей сводной сестрой и двумя мальчишками выступала с концертами на улицах Парижа. Однажды ее пение услышал владелец маленького ресторанчика Луи Лепле. Он пригласил ее к себе и вывел на сцену под именем Эдит Пиаф, что значит «воробышек». Она действительно была маленькой и худенькой.
         Своего хозяина Эдит называла «папаша», хотя они жили вместе. Он был намного старше ее.  Вскоре Луи убили. Местные газеты писали, что в этом деле замешана Эдит. Казалось, все кончено.
            Ее выручил Раймон Ассо – поэт, умный, образованный человек. Раймон научил ее читать и писать. До этого она не умела. Раймон не только учил ее но и воспитывал. Он обучал Эдит манерам поведения, сам сочинял для нее репертуар.
          Когда Эдит Пиаф впервые предстала перед публикой на сцене парижского мюзик-холла – ей устроили овацию. Первый концерт сделал ее парижской знаменитостью.

ЭНРИКО КАРУЗО

       На фабрике в Неаполе работал десятилетний мальчик. Он страстно желал стать певцом. Но его первый учитель сказал:
        - Ты не можешь петь. У тебя совсем нет голоса. Ты завываешь, как ветер в жалюзи.
        Однако, мать мальчика, бедная крестьянка обняла его, похвалила и сказала, что он поет все лучше и лучше. Она скопила денег на его музыкальные уроки.
        Этого мальчика звали Энрико Карузо (1873-1921)

ЕЛЕНА ПРОКЛОВА

         Отец Лены был учителем и преподавал программирование и кибернетику в Военно-политической академии, мама - тоже учитель. Друзьями родителей были актеры и деятели культуры. А прабабушка и дед были актерами. Семейная дача располагалась в поселке ученых, артистов и художников. Впрочем, никто из окружения даже не предполагал, что Лена будет актрисой, ведь с четырех лет девочка занималась художественной гимнастикой, а в одиннадцать уже стала мастером спорта.
       В 1965 году  Лену пригласили сниматься в кино. Девочке было тогда 12 лет. Роль сознательной пионерки в фильме «Звонят, откройте дверь!» она сыграла так правдиво и трогательно, что через год  девочке предложили роль в фильме-сказке Евгения Шварца «Снежная королева».
        В 1973 году она окончила Школу-студию и сразу получила предложение от И.Хейфица сняться в главной роли - Тани Фешевой- в фильме «Единственная». Потом были ещё  многочисленные роли в кино, в таких фильмах, как «Собака на сене», «Будьте моим мужем», где её партнером был Андрей Миронов, и почти 20 лет работы во МХАТе, но та роль Тани Фешевой, по словам самой актрисы, до сих пор является её самой лучшей и любимой.

      Елена Игоревна Проклова  —  актриса театра и кино. Лауреат Премии Ленинского комсомола (1977). Заслуженная артистка РСФСР (1984).