Про Аргуса

Руслан Титор
Вот допустим ЧГ (наряд Часовой Границы) вышел на границу не с оператором РЛС (радио-локационной станция), а как обычно, с собачкой.
Почему именно овчарка? Да потому, что для служебной овчарки вожатый - бог и повелитель, окружающих военных - она терпит, всех остальных, в особенности, гражданских - люто ненавидит. (Обучили потому что так для несения специфической службы, это вам не пудель какой, любимец семьи).
И когда мы дозором по тылу ходили, то собачка ВСЕГДА должна была быть на поводке. Иначе среди местного гражданского населения постоянная убыль случалась бы. Местные на знание нами СТПВ не полагались и, завидев, что наряд с собакой идёт по тылу, обходили за полкилометра минимум, потому как вокруг лишь холмы, абсолютно лишённые растительности и деревьев нету, а по такому ландшафту от служебной собаки - не убежишь.
Вот, помню, по первому году, шёл как-то дозором. У вожатого пёс был старый-престарый, не бежал, а трусИл эдак по-стариковски, вроде того и гляди - рассыплется. Не от большого ума я эту мысль озвучил, на что последовало лениво-добродушное:
-Алый, абиж-ж-жають.
Я был мгновенно сбит с ног, передними лапами мне наступили на грудь и с надеждой посмотрели на хозяина. Тот дал мне осознать всю глубину моей неправоты и глупости, а потом сказал Алому: "Фу!"
Пёс тут же потерял ко мне гурманский интерес и потрусил себе дальше...
А ещё был у нас пёс Аргус. Старослужащие рассказывали, что он под поезд попал и ему хвост отрезало. Короче говоря, собака после этого не в себе стала. Он не ходил-бегал, а как-то по крокодильи стелился по-над землёй, не лаял, а как-то придушенно кхекал. Так вот, под Ару никто "учебным" нарушителем ходить не желал, потому что у него после команды: "След, ищи!" как бы включалась программа терминатора и всё, ежели "учебный" заранее на дерево или ещё куда не влез, то вариантов не шибко много при везении или невезении. Мы когда с ним в ЧГ выходили, то были уверены на 100 %, что Ара нарушителя не упустит, правда автоматы всегда держали наготове, на всякий случай: мало ли чего нашему "крокодилу" от скуки в голову взбредёт. Да и "учебными" ходили лишь "молодые", а "старым" и офицерам "по сроку службы" было не положено: шибко умные уже стали потому что.
Помню как меня, когда был "молодым" уговорили, мол, да от ХЗР (хозработы) освободим на сегодня, завтра "выходным" пойдёшь, а потом ЦЕЛЫХ ДВА ДНЯ ПОДРЯД только часовым заставы. Ну я сказал, что под Ару, не, дурных нема, а вот, скажем, под Дика... Мне сказали радостно, да-да, мы ж понимаем, мы ж - не звери.
Напялили на меня рабочий бушлат, потом "дресскостюм", (это вроде как из матраса пальто сшито, длиннополое такое), и одели на голову шапку с опущенными "ушами" и завязали накрепко тесёмки. Пояснили, это, мол, чтобы шапку не стащило. Приободрили, ага. Я стал подозревать, что сделал большую глупость, согласившись на заманчивые посулы. Известно ведь, что бесплатный сыр - в мышеловке. И лишь немногие знают, что только для ВТОРОЙ МЫШИ! Инструктор службы собак в последний момент спросил: "Ты левша или правша?" Я ответил, что правша. Тогда он мне быстро сказал: "Когда будешь бежать, маши ЛЕВОЙ рукой." Ну я и побежал. Ощущения, хм, как бы описать та... Для непосвящённых: вот если вам довелось руку в капкан сунуть и посмотреть, что из этого будет - очень похоже наверное, только капкан не будет вам руку дёргать из стороны в сторону и стремиться при этом вырвать её из локтевого или плечевого сустава.
Понятное дело, что когда подкатились в следующий раз, я отказался наотрез, потому как тоже шибко умный стал.
Я на "Пайке" для себя открытие сделал: оказывается собаки как люди совсем: есть тупые, есть на диво сообразительные, угрюмые и приколисты, раздолбаи, за которыми глаз да глаз нужен, и "службисты".
Вот тот же Аргус. Легендарный пёс, подстать своему имечку. Про него даже присказка ходила у нас на заставе: что такое - не лает, не кусает и на крокодила похож?
Был один прямо-таки анекдотичный случай: прибыл на заставу новенький, грузин, и к нему сразу начальник заставы Кляча подъехал на кривой козе и давай баки забивать лапшой, мол, сходи "учебным" под Аргуса, а я тебе три "выходных" подряд дам! Ну тот, не долго думая, согласился. Вся застава, кто на службе занят не был, вышла посмотреть на бесплатное представление: "Крокодил, Белоснежка и ни одного гнома".
Чистый цирк был: "дракон" проложил след вокруг холма, вышел к заставе, сбросил "дрескач", отошёл от него подальше в сторону, стоит себе и курит. Выпустили Аргуса, тот по следу прошёл, увидел "цель" и по-крокодильи заскользил с неумолимостью самонаводящейся ракеты. Грузин стоял-стоял, смотрел-смотрел, а Аргус на так ненавидимый всеми без исключения овчарками "дресскостюм" - ноль внимания, только кхекает кровожадно и к "дракону" поспешает на полусогнутых.
Рядом метрах в тридцати стоял новенький, свежеосмоленный столб. Грузин наш наверное побил все рекорды по бегу на скорость на сверхмалых дистанциях: дунул к столбу, срывая подмётки! Добежал, с разбегу сиганул на спасительный столб и принялся взбираться. Остановился на двух третях высоты. Но когда увидел, как Аргус принялся с остервенением пытаться перегрызть столб у основания, то мгновенно залез под самые изоляторы. Потом, когда всё благополучно закончилось, начальник заставы на полном серьёзе пообещал, что если тот сумеет повторить сей подвиг - снова залезть на этот самый столб - то выхлопочет десяток суток отпуска, не считая дороги. Дело было летом, когда даже ночью температура ниже + 35 градусов никогда не опускается. Столб, понятное дело, словно липким мылом намазанный. Грузин ободрал себе всю "подменку" в напрасных усилиях, перемазался смолой, но даже на метр не смог подняться! А когда ему предложили позвать Аргуса, на подмогу, понял всё тщету собственных усилий и удручённо побрёл на заставу.
А у нас с тех пор появилась традиция - водили новичков, показывали тот столб. (К тому времени Аргуса уже не было в живых - погиб.) Так вот никто не верил, что собака может такие погрызы оставить на столбе, говорили: по крайней мере наверное крокодил поработал. И непонимающе оглядывались на всеобщий дружный хохот, неизменно следовавший за этими словами.