Вспоминаю, чтобы идти вперёд 2008

Валентин Чайковский
В наш век обострения межнациональных и межконфессиональных раздоров очень важно обращение к творчеству мастеров мирового масштаба. Именно они - воплощающие в своём творчестве не отдельный народ, а всё человечество, становятся объединяющим началом, позволяющим абстрагироваться от обид отдельной нации или претензий определённого вероисповедания. Такое возвышенное, очищающее начало лежит в основе художественного наследия М.Чюрлёниса. Его картины с фантастическим сюжетом, трудно поддающимся толкованию, симфонические произведения без явной композиционной канвы, всё это в первом приближении несёт какую-то сумбурность, неопределённость, я бы сказал - недосказанность. Но это только первое поверхностное впечатление. Стоит ещё и ещё раз вернуться в залы с картинами маэстро, а потом тут же в музыкальном зале музея послушать его симфонические произведения. И начинается откровение, которое дорогого стоит. Как-будто медленно погружаешься в бездонное море философского содержания. И каждый, кому посчастливится это почувствовать, становится (я в этом уверен) в своей основе чище, с него начинает спадать эта шелуха нашей политизированной и во многом аморальной жизни. Перед ним раскрываются двери в Мир, в котором Земля только маленькая частица бесконечной Вселенной, а люди - братья уникального (может быть не только для Земли) биологического вида - "Человек разумный". Такое огромное впечатление произвело на меня знакомство с творчеством М.Чюрлёниса, произошедшее много лет тому назад в Каунасе. Есть ценности преходящие, обусловленные конкретными историческими условиями, а есть - вечные. Прикоснитесь к творениям М.Чюрлёниса и вы со мной обязательно согласитесь.