Род Медведевых. Исход

Галина Ларина
(Из серии «История рода»)
На фото мой дед, Антон Данилович Медведев, слева его сестра Мария, справа брат Григорий.

Род Медведевых испокон времён жил на полтавщине. Прадед мой, Данила Медведев, был баптистский священник, женат на Варваре. Было у них пятеро взрослых сыновей и дочь: Андрей, Антон, Алексей, Степан, Мария, Григорий.

Дед мой, Антон Медведев, взял в жёны красавицу Ядвигу из семьи польских офицеров. Украина тогда была под сильным влиянием Речи Посполитой. Многие из поляков вольно нанимались на службу российской короне.

Красавцы офицеры сговорились насильно отдать свою сестру за украинского землевладельца, даже били её и запирали в сарае. Она бежала, да упала на поле без чувств. Там её и нашли, избитую, обессиленную. Отходили, нарядили и выдали всё же за Антона.

Обзавелись семьями и другие братья, у кого-то уж дети пошли. Разрасталось семейство Медведевых, тесно им становилось.

В начале двадцатого века полтавское черноземье было так плотно заселено, что появилась даже открытка: бородатый крестьянин с ситом на ремне через плечо сеет семена, стоя одной ногой на меже, а другую ногу некуда поставить.

Семья Медведевых, собравшись на совет, задумала переселиться в вольные сибирские просторы. Говорили, там земли не меряно. Не тогда ли родилась притча про мужика: сказали ему, что вся земля будет его, сколько за день успеет обежать кругом. Он побежал, да всё вперёд, от жадности повернуть никак не хочет. Бежал, пока все силы не кончились. Упал, а сам руку вперёд тянет и всё говорит: «Моё, моё!» С тем и помер.

В двенадцатом году поднялась вся семья, сколько их было, взяли с собой всё, что можно увезти, попрощались навек с Родиной, да и отправились в неведомые земли. Дошли аж до Павлоградского района Омской области, где течёт великая сибирская река Иртыш. Там и остановились, основав село.

Поставили отцу молельный дом, где он стал служить, отвели ему большое поместье. Каждая семья обзавелась своим крепким хозяйством. Самый сильный и богатый – старший брат Андрей. По его имени и назвали село – Андреевка.

Работали много, тяжело, зато у всех было вдоволь хлеба, скотины и всякого скарба, что надобно в доме и хозяйстве. Антон построил мельницу и маслобойню. Потом и трактор где-то добыл.

Там, в Сибири, родила ему Ядвига больше десяти детей, да почти все померли в раннем детстве от болезней. Но четверо выжили. Старший, Иван, 1915 года. В 1922 году родилась моя мать, Наташа, в 1925 – Жорочка, который потом погиб на войне. Последним был Митя, в 1927.

Мать родилась в двойне с мальчиком. В тот день Ядвига работала на покосе: сгребала высохшее сено, вилами нагружала на бричку кипой с целую гору. Там на покосе она и родила двойню - одна в поле. Кое-как влезла на сено, улеглась сверху с детишками и велела волам идти - они сами пришли к дому. Антон вышел: "Чого разлеглася?" А узнав о малышах только и сказал: "Ну ты як свыноматка!" Однако помог им спуститься, а на другой день велел жене: "Ну, ты тута на два дни на легонькых работах, на хозяйстви, а потим в поле". А на лёгких работах, значит за скотиной уход, по дому - всех накормить и прочее такое. Жизнь была суровой.

Детки были здоровыми, но позже оба заболели оспой. Братец не выжил, а моя мать оказалась живучей. Она росла - одна девочка в окружении братьев - её оберегали и любили, многое ей прощалось. Вот и стала крепкой, весёлой, жизнелюбивой и своенравной.

В 1928 году началось раскулачивание.

10 июля 2008 г.