Ночные легенды Испании

Юлия Дмитриевна Яворская
Теплая испанская ночь. На небосклоне ярко мерцают звезды. Они настолько большие, что, кажется, можно достать до них рукой. Они такие разные: одни более яркие, другие немного потусклее; одни ослепительно белые, другие, имеют приятный голубоватый оттенок – но все без исключения внушают спокойствие, наполняют мир добротой.

Полярная звезда. Самая яркая, самая заметная на небе. Сколько веков она спасала моряков, указывая им дорогу домой. Времена прошли, появились маяки, а потом и различные навигационные системы, но все так же усталые путники сверяют по ней свои маршруты. А она по-прежнему мирно освещает уснувшее море.

В Испании особенное море. У него, помимо красоты, есть удивительное качество: оно умеет петь. В зависимости от настроения море напевает то страстные мелодии фламенко, то щемящие душу баллады, то умиротворяющие колыбельные. Лишь по ночам море не поет: спит. Спит и видит сны. А утром оно просыпается первым, чтобы рассказать всей Испании свои волшебные истории.

Однажды, очень давно, ему приснились облака. Они плыли по ясному небу, как маленькие белоснежные барашки. Облака смотрели на море и завидовали ему: «Тебе никуда не надо спешить, ты можешь беззаботно петь красивые песни и любоваться красотой Испании». Они были так печальны, что заплакали от обиды. Их слезы оросили сухую испанскую землю в живописных долинах, и в скором времени распустились цветы невиданной красоты и божественного аромата.

Посмотрели на это воздушные облака и решили остаться тут. Но не могли они подыскать себе место.

Тем временем эти цветы увидели горы. Попросили они облака: «Украсьте и нас такими же красивыми цветами, как там, внизу. Мы за это за это приютим вас на своих вершинах». Обрадовались небесные барашки, стали еще светлее и чище, даже заплакали, но уже от счастья.

Утром море, когда проснулось, рассказало в своей душевной песне, откуда в Испании такие благоухающие цветы и почему наверху, в горах, собравшись в дружную компанию, днюют и ночуют белоснежные облака.

И сейчас море видит какой-то сон. Оно обязательно расскажет о нем утром.

Спят горные массивы. Такие большие, они, тем не менее, не наводят страха и чувства опасности. Наоборот, они кажутся нежными и ласковыми.

Горы похожи на изящных танцовщиц фламенко. Величественные, гордые и статные, они словно грациозные испанки, застывшие в изящных позах. Лунный свет озаряет их силуэты. В воздухе витает неповторимый аромат.

Это запах гор. Сколько юношей и девушек вдыхали его в часы полуночных встреч на самых вершинах – не известно. Но история об одной возлюбленной паре до сих пор часто вспоминается в этих краях.

Это было очень давно: когда схлестнулись две уникальные культуры – испанская и арабская. Молодой араб, крепкий и неприступный, как крепость Алькасаба, бродя вдоль моря по песчаному берегу, увидел хрупкую, как хрусталь, нежную, как орхидея, и светлую, как солнце, испанскую девушку. Они встретились взглядами и поняли, что больше никогда не расстанутся.

Но они принадлежали к разным народам, а окружающие их люди были нетерпимы к подобным вещам. Влюбленным запрещали быть вместе. За ними следили повсюду: в парках, садах, у моря, на равнинах и в долине – они нигде не могли найти укромного уголка.

Единственным местом, далеким от зорких глаз, был заброшенный склон горы. Возлюбленным принадлежал один только камень: дальше были лишь бездонное море и безграничное небо – но для них он был больше Вселенной. Часами сидели они на этом склоне, мощный и грубый араб и изящная хрупкая испанка.

Но, видимо, расовая нетерпимость сильнее любви двух беззащитных людей. Узнав об укромном местечке возлюбленных, люди покарали их. Жестоки были невежи, учинившие расправу над невинными молодыми людьми: уже на утро их бездыханные тела покоились на дне моря, на берегу которого они когда-то повстречались.

Сейчас почти ничто не напоминает о той трагедии. Лишь на склоне, на том самом камне, где любили встречать рассвет араб и испанка, могучее дерево обвивает своими сильными ветвями другое, хрупкое и гибкое, словно оберегая от ветра и дождей.

Стоят возлюбленные, теперь уже вечно живые, на большом, как Вселенная, камне, над лазурным морем, под чистым небом, смотрят на яркие цветы, вдыхают их божественный аромат. И еле заметный ночной ветер шепчет по-испански и по-арабски: «Испания, любимая, спасибо тебе за любовь».

Спит Испания… Спит… Любимая…