Память

Дарья Ларионова
Действующие лица:
Геннадий
Полина
Генерал
Начальник завода
Алексей, внук Геннадия
Девушка-редактор

Действие 1
Просторная комната с золотистыми шторами на окнах. У окна сидит молодой человек в джинсах и свитере и просматривает старые фотографии. Он открывает альбом, ворох фотографий падает на пол. Он бережно поднимает их и вставляет в рамки. Встает у окна, держит в руках одну из фотографий, на которой изображен человек в военной форме.
- Вот это мой дед. Он был удивительный человек. Говорят, даже бывшим разведчикам нельзя доверять. Однако он, видимо, был исключением из этого правила.
Садится в кресло и продолжает свою речь.
- Они с бабушкой были очень гармоничной парой. Но деда я любил больше. Он всегда помогал мне. И любил рассказывать истории военных лет. Я заслушивался. Конечно, война – далеко не романтика и далеко не приключения. Но именно на войне познаются люди. Как друзья познаются в беде…
Встаёт и ходит по комнате, останавливаясь то там, то там.
- Война – это величайшая трагедия. Только иногда она превращается в комедию. Хотя, возможно, это мы сейчас можем так свободно рассуждать о том, что на войне могут быть комедии. Но любил мне рассказывать дед одну историю…
Занавес.

Действие 2
Темное помещение. Двое. Один – человек в военной форме, пожилой, генерал. Другой - молодой, как две капли воды похожий на человека из предыдущей сцены: белокурый, кудрявый, на шее – бинокль.
- Я рассчитываю на вас. Хоть вы и молоды, но стране нужны такие, как вы.
- Спасибо за оказанную честь.
- Выполните же это задание. И помните главное правило разведчика: погибнуть, но не сдать.
- Я понимаю. Я готов.
- В принципе, я не думаю, что до этого дойдет…но всё же дайте клятву.
- Клянусь, генерал, что погибну, но не сдам.
- Теперь я спокоен. Итак, перейдем к самому заданию.
Генерал развернул свитки, карты и стал показывать молодому разведчику, куда ему нужно ехать.
- Вам всё понятно? Геннадий, это важно.
- Так точно.
- Удачи. Надеюсь, свидимся еще.
В помещение входят двое мужчин в военной форме и провожают Геннадия.

Действие 3
Рёв мотора. Геннадий входит в небольшую комнату, переодевается в халат, прячет оружие.
- Эх, чертов пистолет! Куда бы мне тебя…а, вот, под сундук.
Действие 4
Рев двигателей. Завод. Множество людей в халатах. Входит мужчина в костюме и окликает Геннадия.
- Уважаемый! Это вы к нам на практику?
- Да, точно.
- И с какого города будете?
- Из Киева.
- Что же к нам? И ближе производства есть!..
- Ну так о вашем заводе слава идет. Все говорят, что это счастье – сюда на практику. А дорога – дело нетрудное, на попутках.
- Чай, не мирное время-то, через всю страну на попутках.
- Так живой же. Я вообще везучий.
- Ну хорошо. Удачи вам.
- Спасибо, товарищ начальник!
- Работайте, работайте! Тыл на войне - двигатель прогресса.
Начальник уходит, остаются несколько человек, в том числе и Геннадий.
Геннадий случайно толкает стоящего рядом.
- Ой, премного извиняюсь. Вы откуда будете?
- Из Алма-Аты. Ведущий инженер.
- О как! Скажите, а почему часть помещений закрыта?
- Там второй уровень.
- Что за уровень?
- Придет время – узнаете. Хотя…даст Бог, оно и не придет.

Действие 5
Сцена разделена на две половины. На левой Геннадий записывает в блокнот то, что ему говорят, поглядывая на закрытую дверь. На правой молодая девушка переодевается в заводской халат и бежит на другую половину.
- Здравствуйте! Вы начальника не видели?
Появляется человек в костюме, они с девушкой уходят на другую половину и садятся на стулья.
- Что же вас, Полина, привело сюда?
- Да уж не любопытство. Наш-то завод…ну, сами знаете, что там случилось.
- Да, наслышан. Мои соболезнования. Как же вы решились к нам? Такой же риск ведь.
- Да уж дело до конца доводить надо.
- Вас я до уровня допустить не могу. У нас свои специалисты. Может быть, со временем.
- Я всё понимаю, не волнуйтесь. Найдется и мне дело.
- Да, дело-то, пожалуй, найдется. Контролем компрессоров занимались?
- В общих чертах знаю…
- А больше и не надо. Народ там есть. Все же продвигаемся, хоть и война, а продвигаемся.
- Конечно. Дело же благое. Для всех.
- Вы?..
- Ну так тыл на войне – двигатель прогресса.
- Да, точно. Я сам так всегда говорю. Добро пожаловать.

Действие 6
Сцена по-прежнему разделена на две половины. Синхронно на обеих сторонах Геннадий и Полина записывают указания, ходят от прибора к прибору и поглядывают на запертую дверь.
Действие 7
Объявление из граммофона:
- Товарищи! Сегодня на нашем заводе состоится вечер. Просим всех прибыть к восьми часам в главный зал.
Люди закопошились, начали собираться.
Действие 8
Сцена главного зала. Деревянные стулья. На сцене – кресло и гитара. Развешаны военные плакаты «Фашизму нет! Да будет свет», «Тыл – двигатель прогресса».
На сцену поднимается начальник завода:
- Дорогие товарищи! К сожалению, произошла небольшая заминка. К нам должны были приехать фронтовые поэты… Но их не пропустили на подступах к городу, так как ждут нападения немцев именно с той стороны…Может быть, кто-то из вас играет на гитаре? Или пишет стихи? Я уверен, что наши товарищи по цеху будут рады!
Геннадий поднялся со стула.
- Я пишу стихи. Только у меня с собой ничего нет.
Полина, сидевшая в соседнем ряду, улыбнулась Геннадию и сказала:
- Так вы вспоминайте!
Геннадий покраснел и вышел на сцену. Ему ободряюще хлопал весь зал.
- Я прочту вам свои мысли, выраженные стихами… мысли о войне. Вот обо всём этом, с чем мы сейчас боремся.
Геннадий взял гитару, покрутил колки и начал читать стихи под грустный перебор.
- Дожить бы до победы и умыться
Водой, в которой нет следов крови.
Дожить бы до победы и влюбиться,
Чтоб не было опаски за своих.
Дожить бы до победы, чтоб гранаты
Не падали на крыши всех домов.
Дожить бы до победы, чтоб солдаты
Увидеть вновь смогли своих сынов.
Он скромно положил гитару и сел в зал. Аплодисменты долго не смолкали.
Полина смотрела на него. Он сел рядом с ней.
- Вам нравятся стихи?
- Да. Особенно такие.
- Здорово, что даже на войне люди любят поэзию.
- Конечно. Война не может быть преградой жизни.
- Согласен.
Действие 9
Люди уходят с концерта. Полина подходит к Геннадию и скромно спрашивает:
- А вы только о войне пишете?
- Почему же. Много о чём.
- Например?
- О Родине.
- Сейчас это то же самое, что и о войне.
- Возможно.
- А о любви пишете?
- Пишу. Редко только.
- Почему редко? У вас погиб кто-то?
- Пора уже. Завтра на смену рано. Спокойной ночи.
Действие 10
Общежитие. Люди переодеваются и ложатся. Геннадий выходит на улицу.
- Эх. Был бы мир – был бы табак! Как охота.
Он пнул ногой какое-то полено, лежащее рядом…
- Нехорошо получается. Эта Полина- девушка хорошая. Но она гражданская. Настоящая. А у меня от меня разве что только имя. Такая профессия. На войне. Интересно, мне ничего за стихи не будет? Я читал, что разведчики – почти что актеры. Играют роли, не отступая от них. Хотя, с другой стороны, что я такого сделал ? Стихи прочел. В них – простые мечты каждого на войне. Каждого человека на войне. Когда-нибудь немцев победим, и тогда незачем будет прослеживать работу всех советских заводов. Женюсь, ребятишек заведем. Вот оно – счастье. А на войне что? Полюбить и то боюсь. Потому что с дорогим расставаться не хочется. Терять не хочется.
Геннадий снова вернулся в общежитие и лег…

Действие 11
Полина стоит около входа на завод. Она уже переоделась, распустила свои темные волнистые волосы. При свете луны кажутся яркими ее глаза.
- Почему в мире столько войн? С французами воевали, теперь вот с немцами. Что им всем от нас надо? Мы ведь тоже жить хотим.
Она замолчала, посмотрела на луну. Где-то вдали прогремел выстрел.
- Мы ведь тоже жить хотим, любить хотим. Ребятишек растить хотим. Только вот как? Видит Бог, не специально я скрываюсь. Работа такая. Оно, может, и лучше, чем под пулеметом или медсестрой. Но все равно боязно. Не за себя даже. За того, кого полюблю, если случится такое. Ничего, скоро срок выйдет – уйду отсюда, так снова куда-нибудь пошлют.


Действие 12
Все еще спят. Геннадий просыпается, одевает не халат, а военную форму. Отодвигает, стараясь не шуметь, сундук, достает оружие, кладет в карман. Уходит с территории завода.
Рев машины. Полина бежит в другом направлении, чуть не забыв вытащить пистолет из укромного места.

Действие 13
Темное помещение. Генерал сидит в кресле. К нему двое вводят Геннадия.
- Ну что? Как задание? Выполнил?
- Так точно. С задания прибыл. Руководство завода занимается только государственным заказом, на немцев не работает. Информация получена из надежного источника.
- Это мы сейчас проверим. Ты пока посиди здесь. Сейчас еще один разведчик придет с докладом. О том же самом заводе.
Геннадий садится. Генерал уходит, потом возвращается, держа в руках большую желтую папку. К нему вводят Полину. Геннадий смотрит то на генерала, то на неё.
- Докладывайте, прошу! Задание выполнено?
- Так точно. Руководство завода занимается только государственным заказом, на немцев не работает. Информация получена из надежного источника.
- Так я и думал. Сейчас я верну вам ваши паспорта.
- Что дальше? Куда дальше?
- Вам, Полина, домой.
Генерал отдал Полине ее паспорт и показал рукой на выход. Она, проходя мимо Геннадия, спросила у него:
- Вы все это по заданию делали?
- Я сам пишу. Счастья вам.
- И вам. Берегите себя.

Действие 14
Парадный зал. Красные портьеры. Геннадий читает со сцены свои стихи:
- Победа. Сорок пятый. Май.
Фашисты свергнуты, отброшены за край.
Война закончилась! Рыдай – иль не рыдай,
Страну родную вечно прославляй!
Нет - Гитлеру! И нет фашистской власти!
Порабощение закончило свой взлет!
Теперь нам можно праздновать со страстью!
Товарищи! Пусть мир живет!
Шквал аплодисментов. На сцену выходит еще один человек:
- Я хотел бы поздравить вас, Геннадий, со свадьбой заранее.
- Благодарю. Уезжаете?
- Да. К своим уже.
- Всего хорошего! А за поздравление спасибо. Всех остальных мы с Машей ждем через три дня.

Действие 15
Декорации первого действия. Молодой человек собирает все фотографии и записи в папку. Раздается звонок телефона.
- Да. Да, это Алексей. Я звонил вам в издательство вчера. Я бы хотел опубликовать стихи и истории военных лет. Что? Со слов моего деда, легендарного разведчика. Нет, его в живых уже нет. Ваш агент хочет подъехать? Нет, я не против. Буду ждать.

Действие 16
Множество рукописей, заваленный письменный стол в небольшом кабинете. Девушка-редактор разговаривает по телефону:
- Алло! Мне принесли просто уникальные сведения. Их надо опубликовать.
Но нужна помощь. Я уже слышала об одной из этих историй. Когда мы жили в Алма-Ате, мне рассказывала об этом моя старая соседка. Быть может, она еще жива? Нет, второго участника событий в живых нет. Кто передал? Его внук. Да, всё заверено. По базе? Да, подожду. Как? Умерла? А давно? Три года как?.. Жаль… она была такая добрая женщина. Внуку? Да нет, зачем ворошить прошлое. Спасибо.

Действие 17
Роскошный зал. Презентация книги. На сцену выходит Алексей:
- Эта книга – не только воспоминания разведчика. Это летопись жизни военных лет. Истории бывают разные. Война оборвала много жизней. Мой дед прожил еще долго после войны. Но, может быть, кто-то из героев данной книги еще жив. Даже если таких не осталось, я хотел бы сказать, что память будет жить о всех людях, которые погибли на войне или после. Неважно, на фронте или в тылу. Мы помним о них. Память вечна. Мой дед был в некотором роде поэтом. Хотя, конечно, фронтовой поэт - это вряд ли о нём. Я хотел бы прочесть строки, посвященные этому, написанные мною:

Всю войну фашисты нападали:
Били с танков, с воздуха, с земли!
Но русские солдаты не сдавались.
Да, мы победили, мы смогли!
Сейчас судить довольно сложно
Нам о войне, о духе той страны!
Но в современности возможно
Понять - герои все равны!

Аплодисменты. Просьба из микрофона о минуте молчания. Люди в зале встают. Часы тикают шестьдесят раз и все садятся.