Бизнесмен на паперти

Ольга Ермоленко
Машину пришлось оставить на пару дней в автосервисе, поэтому добираться на работу пришлось общественным транспортом. Не скажу, что был шокирован. Просто отвык. Маршрутки проносились мимо остановки: в окна дверей на всеобщее обозрение были выставлены согнутые спины (и то, что пониже) пассажиров, предпочитающих ехать скрюченными, нежели опоздать. Втиснулся в автобус, в нем по крайней мере можно стоять в полный рост. Ощутил «чувство товарищеского локтя», а также других частей мужских и женских тел. Газовая атака от смеси дешевых духов, одеколонов и пота усилилась, так как автобус, резко дернувшись, видимо чтобы утрамбовать изображавших селедок в бочке людей, застрял на полчаса на железнодорождном переезде. На стекле кабины водителя висел плакат «Водитель тоже человек!» Кому-то стало дурно. Двери открыли — частично. Кондуктор сердито кричала: «Что вы дверь дергаете, не видите — она привязана!» и предлагала вычисленным «зайцам» приобрести детские билетики (почему-то вдвое дороже своей цены, но на рубль дешевле предназначенных для «взрослых» пассажиров),так как другие закончились,
       Наконец-то «пересадочная станция» Выйти сложнее, чем зайти. Но крепенькая бабулька так активно «помогла» всем корпусом, что от застрявшего в недрах автобуса портфеля почти оторвалась ручка.
       На ступенях подземного перехода в грязных лохмотьях сидел нищий. В протянутой под милостыню кружке было пусто. Пожалуй, его внешний вид не вызывал особой жалости или сочувствия: все части тела на месте, вполне еще молодое лицо не выглядело изможденным, плаката, подобного «Подайте на пропитание жертве военных действий в горячих точках» также не наблюдалось. Мне не было жаль мелочи, но с одной стороны какое-то чувство неловкости, с другой возмущение («А не пошел бы ты вагоны разгружать?») заставило пройти как можно дальше стороной.
На следующее утро нищий сидел на своем посту, но рядом на картонке от обуви корявыми буквами было выведено: «Пожертвуйте вашу рублевую сдачу от проезда на мой хлеб насущный, и я весь вечер буду молиться о вашем здоровье!» Рядом стояла миска под деньги, в ней болталось несколько рублевых монет. А бедолага то проявляет задатки предпринимателя! Реклама приходит на паперть. Идею нищего я оценил в червонец (юбилейный!) . Он звонко стукнулся о своих собратьев меньшего достоинства. Сам того не желая я встретился глазами с попрошайкой. Он открыто и спокойно посмотрел на меня и...подмигнул!
       Пока я трясся в трамвае, на который пересаживался неподалеку от этого подземного перехода, меня мучили сомнения, стоило ли вступать с нищим в «сделку».Вспомнились статьи из газет о тунеядцах- аферистах, которые «работают» нищими,о бандитах, которые заставляют просить милостыню детишек и убогих, избивают их и обирают . На забитого несчастного этот явно похож не был, скорее на главаря шайки, собственным примером демонстрирующего «должностные обязанности»
       Вечером третьего дня я возвращался тем же маршрутом. Было поздно, похолодало, и прохожих почти не встречалось. Недалеко от перехода я вновь увидел своего знакомого нищего. Стянув лохмотья, под которыми обнаружился фирменный спортивный костюм, он ...садился за руль «Тайоты» с новосибирскими номерами. Я, можно сказать, остолбенел. Так как улица была пустынна, нищий тоже меня заметил, улыбнулся, вылез из машины и подошел.
-А я вас запомнил, мне немногие подаяние кидали - сказал он и протянул юбилейный червонец.-. Ваш? Только я не верну, сохраню как сувенир, на удачу. Но в долгу быть не привык, так что взамен готов ответить на вопросы, которые, мне кажется, роятся в вашей голове.
Его правильная речь, выдававшая по крайней мере, образованного человека, вряд ли выросшего «на дне» общества, побудила поддержать разговор.
-Да вы и вопрос-то, пожалуй, сами сформулировать способны. Что это за костюмированное представление я наблюдал, какой-нибудь новый вид промоушена с потугой на креатив?
-Ну не совсем. Просто я отрабатывал свое задание, полученное на тренинге личностного роста. Специально вот из Новосибирска приехал в город, где меня никто не знает. Бизнес-тренер настоял, чтобы для получения максимального эффекта каждый из нашей группы сделал то, что ему дается психологически труднее всего. Кто-то пошел по автобусам песни горланить, другие на прием к стоматологу записались. А я вот никогда не мог просить. Это и стало моим тренажером.
- Как ощущения?
-Непередаваемы. Богат и могуч русский язык, но чтобы прочувствовать — нужно попробовать. Рискни! Ну, держи пять, а у меня еще дела! - неожиданно перешел он на «ты», крепко пожал мою руку и зашагал к своей машине походкой уверенного в себе человека.
       Ольга Ермоленко