Пенсия

Николай Губин
       На экране старенького черно-белого телевизора Президент докладывал гражданам России, какие меры приняты Правительством для защиты русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Вера Сергеевна слушала затаив дыхание, надеясь, что уж в этот-то раз он обязательно вспомнит и про стариков, оказавшихся на чужбине, и про их нищенские пенсии. Вспомнит, что в Среднюю Азию их когда-то направила страна для решения государственных задач, и что они эти задачи успешно выполнили, а значит и заработали право на достойную старость.
Не вспомнил, но общий тон выступления обнадеживал, и Вера Сергеевна немножко успокоилась.
 Пенсию ей не платили нахально, под разными предлогами, но наиболее типичным вариантом отказа был насмешливый ответ из почтового окошечка:
-- Ээ, мен не бельме? – означавший, что ее не понимают.
Но уж если кто чего и не понимал, так это она сама. Еще год назад все эти люди учились в русскоязычных школах и прекрасно говорили по-русски, но вот теперь все переменилось с точностью до наоборот, и жизнь стала походить на страшный сон.
Вера Сергеевна поднялась со стула, выключила телевизор, и под впечатлением услышанного решила снова попытать счастья.
Войдя в здание почтамта, она обратилась в нужное окошечко:
-- Дочка, я хотела бы свою пенсию получить, посмотри пожалуйста на имя Петровой Веры Сергеевны.
По другую сторону молоденькая девушка удивленно вскинула брови.
-- Ээ, мен не бельме?
 Она училась в одном классе с внуком Веры Сергеевны и прекрасно знала и ее, и русский язык, но теперь забыла его в срочном порядке и очень гордилась этим.
Стоявший позади Веры Сергеевны в очереди молодой парень лет двадцати грубо произнес:
-- Э, вали давай свой Россия. Не хочешь наш язык учить, зачем тут живешь?
-- В этом возрасте я и свой язык-то забываю, куда мне новый учить, сынок.
-- Какой я тебе сынок, дура русский, иди прочь давай! Денег хочет, пусть твой Ельцин тебе платит.
О том, что в России давно уже другой президент, этот парень даже не знал. Его образование остановилось в тот момент, когда последняя русская учительница ушла работать в баню.
Вера Сергеевна ни с чем вышла на улицу и поплелась обратно к своему дому.
На душе у нее было горько и тяжело, и ей хотелось только одного – поскорее уйти из этого мира…
…Вдруг рядом, поднимая вокруг себя облако пыли, затормозил шикарный джип.
Из него вышел молодой парень, и улыбаясь обратился к Вере Сергеевне.
-- Здорово мать. Как жизнь у вас в этом Чуркестане?
-- Плохо сынок, совсем плохо. Даже пенсию не платят, хотят, чтобы я на их языке ее просила, а я уж и свой забываю, куда мне их гыр, гыр, гыр, выучить.
-- В курсе я мать, в курсе. Сам недавно от этих калбитов в Россию переехал. Вот теперь перегоном машин и зарабатываю себе на жизнь. Я че спросить хотел-то. Дорога дальняя, еще пилить и пилить. Жратва их уже поперек горла стоит, надоело по чайханам питаться. Хочется русской еды покушать. Пригласи мать к себе в гости, приготовь мне нашей еды.
-- Да я бы с удовольствием сынок, только у меня и холодильник-то давно отключен, чтобы электричество не мотал. Перебиваюсь на воде и хлебе.
-- Не вопрос мать, садись в машину, довезу тебя до дома, потом на рынок смотаюсь и сам продукты куплю. Можешь приготовить мне еду? Я заплачу .
-- Что ты сынок, какая плата, с радостью приготовлю, как для своих детишек. Давно уж ни кого не потчевала я своей стряпней. С большой радостью приму тебя в гости.
Парень открыл пассажирскую дверь и помог старушке забраться в салон высокого джипа.
Высадив ее возле дома и запомнив адрес, парень развернулся на рынок, сказав:
-- Включай холодильник, мать, щас продукты привезу.
Спустя час он уже вносил в ее калитку пакеты с продкутами.
В холодильник были помещены сыры, колбасы и консервы, молоко и сметана, окорок и свежие фрукты. В морозильник парень напихал свежее мясо и замороженные пельмени.
-- Я вот что решил. Мне хороший омлет в самый раз будет. Пожарь пожалуйста, а я пока у тебя в огороде пару часиков вздремну в гамаке. Потом проснусь, перекушу и дальше в путь тронусь.
-- Ой Господи, а зачем тогда набрал-то столько всего?
-- Да ты не серчай, я хотел всего и сразу, а так не бывает. Ждать пока что-то приготовишь времени нет. Давай на омлете остановимся. Ты только все яйца не жарь, мне штук пять не больше.
Произнеся это, парень улыбнулся и пошел туда, где висел гамак, натянутый между двумя яблонями.
Вера Сергеевна засуетилась. Ей было очень неудобно, но она не нашлась что сказать. Парень так по хозяйски распоряжался, что перечить ему пропадала всякая охота.
Завалившись в гамак, он сразу же заснул, дав волю желанию хорошо отдохнуть.
       Два часа пролетели молниеносно. Водитель джипа проснулся так же внезапно, как и уснул. Он встал, потянулся, размял спину и, посмотрев на сидящую старушку, спросил.
-- Ну что мать, омлет готов?
Вера Сергеевна вздрогнула от неожиданности. Она так задумалась о своем, что совсем забыла про омлет.
-- Щас милок, щас все сделаю. Сходи пока после сна в садовый душ. Солнце бак так нагрело, что вода в нем наверняка как парное молоко.
-- О! а это мысль. Здорово. Пойду, сполоснусь спросонья. В дороге чистым ехать большое дело, усталость сразу отступает.
Открыв багажник и вытащив из сумки полотенце, парень направился в строну душа, а Вера Сергеевна засеменила на кухню.
Помывшись и перекусив, парень стал собираться в дорогу.
Проверив уровень масла, он сел за руль и тут Вера Сергеевна вспомнила, что даже не знает как его зовут. Всплеснув руками, она спросила.
-- Скажи сынок, а как звать-то тебя?
-- У тебя сын есть?
-- Есть – с грустью в голосе ответила женщина.
-- Как его зовут?
-- Виктором.
-- О, да мы же тезки – улыбнулся парень – и я Виктор тоже. Спасибо тебе мать за гостеприимство и за вкусное угощение. Пожалуйста, не болей и крепись, пусть у тебя все хорошо будет.
Он уселся за руль, джип рванулся с места и, сердито рыча, исчез за поворотом. Постояв еще несколько минут у калитки, Вера Сергеевна снова заплакала и вернулась к себе в дом.
В кухне на столе стояла пустая сковородка, а рядом лежали сто американских долларов. Она охнула и опустилась на стул, где еще недавно сидел неожиданный гость. Слезы так и катились по ее старческому лицу. Сто долларов для нее были почти богатством, и теперь она получила возможность хоть как-то сводить концы с концами. Бог даст, - выучит она эту злополучную фразу на местном языке, и тогда сможет беспрепятственно получать на почте свою законную российскую пенсию величиной в семь американских долларов.
Вера Сергеевна встала, зажгла свечку под образами и стала горячо молиться за раба Божия Виктора.



Москва – Липецк
2005 г

В соавторстве с Олегом Губиным.