Немного о подсознательном

Кот Дорошкевич
В современно мире слишком много всякого рода информации, не представляющей собой никакой ценности. Написано слишком много книг, создано слишком много телевизионных программ и испачкано слишком много бумаги на всякого рода публицистику, светскую хронику и другой ненужный хлам. Мы слишком много видим, слышим, говорим, порой сами не понимаем о чём, а все равно говорим, может звук собственного голоса придает нам уверенности? Я не предлагаю всем замолчать, но, может быть, стоит иногда заткнуть уши. Мы стали настоящими пожирателями информации. Иногда мы ее упорно ищем, находим, носимся с нею, как ненормальные, и очень многих так и прёт ею с кем-нибудь поделиться.
В нашей жизни осталось так мало тайн. Ведь мы очень любопытны. Половину своей жизни, если не всю, мы тратим на удовлетворение собственных потребностей. А удовлетворение собственного любопытства одна из них. А промежуток между возникшим чувством любопытства и его удовлетворением становится все меньше и меньше. Это стало просто. Слишком мало усилий тратится на это. Порой достаточно сесть за компьютер, сделать несколько щелчков мышью, еще немного усилий, и ты знаешь это. Есть несколько вариантов ответа, но тебе достаточно проглотить этот. Мы очень доверчивы. Мы, благодаря своему рациональному мышлению, утратили веру в богов, а потребность в вере осталась.
Мы не доверяем, мы просто слепо верим власти, глянцевым журналам, этикетке со сроком годности на просроченном продукте, прогнозу погоды, телевизору, тоже мне оракул! Всем, кто умеет хорошо и красиво говорить, а если, он еще и хорошо выглядит, мы просто верим, даже не слушая.
Наши головы полны старого мусора. Все эти предрассудки, ошибки родительского воспитания, правила поведения, которые никто не ставит под сомнение, не делают нас счастливее. Мы так хорошо и много знаем о том, что происходит вокруг, и ничего не знаем о том, что происходит внутри нас. Иногда образования подсознательного пытаются нам что-то сказать, но мы отправляем их обратно в подсознательное. Великий человек, который сидит в нас, нас пугает. Мы боимся себя, своих неподконтрольных импульсов, инстинктов, которые никуда не делись. Как бы мы не совершенствовали себя нравственно или физически, не стали лучше. Нам, людям с западным типом мышления, не свойственно цельное развитие. Как сказал господин Юнг, мы не можем избавиться от своей варварской односторонности. Когда, мы развиваем тело, забываем про душу, когда развиваем душу, забываем про тело. Тогда, как индиец, например, не забывает ни про то, ни про другое. Юнг в связи с этим обрисовал еще одну проблему западного общества. На Западе стали очень популярны идеи, взятые из восточной философии, но насколько они применимы к западному человеку? Ведь западный человек с его привычкой верить и развитым научным мировоззрением легко может попасть под обаяние подобных идей и проглотить их, не задумываясь, или наоборот отбросить как чистую мистику. Глобализация неминуема, и в наше время мы уже можем наблюдать этот эффект, произведенный подобного рода идеями. В городских переходах и на улицах города все чаще попадаются кришнаиты, приводя прохожих в растерянность угадыванием с ходу их профессии и лесными и путаными разговорами, цель которых продажа еще одного бестселлера очередной Божественной Милости, который после покупки пылится на полке или отдается первому попавшемуся, потому что действительно несколько опасно доверять определенного рода информации без определенной подготовки, тем более, что ты христианин и твоё «Сверх-Я» опасается, а не грех ли это. Стало модным среди молодежи читать умные книжки по восточной философии, имея смутное представление о ней в целом и не имея дела с ней на практике. Все бы ничего, да только они выбирают из этих мыслей те, что им удобны и оправдывают этим свое далекое от идеала поведение, причем считая себя весьма просветленными людьми.
Интересны идеи Юнга по поводу выхода из состояния духовной анархии благодаря познанию некоторых аспектов своей психики, о которых он старается забыть или не придает им должного внимания, а именно обретения гармонии путем связи сознания с подсознанием, идея чего, на мой взгляд, очень четко прослеживается в восточной философии.
На вопрос, что же представляет собой бессознательное, существует несколько ответов. Согласно А.Бергсону, это события нашего прошлого, которые автоматически попадают в нашу психику, хотим мы того или нет, накапливаются там и в нужный момент появляются на поверхности сознания. Они представляют для нас бесценный опыт, влияют на нашу индивидуальность, меняют ее, определяют наши мысли и желания. Инстинктом же А.Бергсон называл врожденное знание вещи, которое сродни симпатии, интуиции. По мнению А.Бергсона, инстинкт и интеллект имеют общее происхождение и нигде не встречаются в чистом виде. Он считал ошибочным мнение большинства о том, что один из них совершеннее другого, потому что это два направления одной и той же деятельности. «Они потому лишь и сопровождают друг друга, что друг друга дополняют, и дополняют потому, что различны между собой, ибо то, что инстинктивно в инстинкте, противоположно тому, что разумно в интеллекте».
У Фрейда была иная точка зрения на этот счет. Он говорил, что в нашем бессознательном содержатся все вытесненные запретные желания и стремления. Он называл бессознательное нашим темным началом, наполненным рядом первичных инстинктов, которые лежат в основе агрессии, убийств и самоубийств, а также сексуальными инстинктами, энергию которых он назвал «либидо». Одним из вариантов выхода подобной энергии З.Фрейд назвал творчество, поэтому культура в своем основании «нездорова».
У К.Г. Юнга тоже была весьма оригинальная точка зрения на этот счет. Он говорил о том, что в нашем коллективном бессознательном, а как выяснилось, К.Г. Юнг разделял понятия коллективного и индивидуального бессознательного, содержатся образы- символы, общие для всего человечества, но у каждого из индивидов они наполняются новым содержанием, в зависимости от индивидуального опыта каждого. Он говорил, что наше подсознание состоит из некоторых фрагментарных личностей и комплексов, которые могут напоминать о себе посредством сновидений, а также не подконтрольных сознанию действий. Юнг считал, что от того, как мы относимся к нашем подсознанию, зависит то, будет оно нам помогать или мешать. Если мы будем прислушиваться к его голосу, то ускорим процесс духовного роста.
Подсознание говорит с нами. Нужно только научиться его слушать.