Ищу выход... Эфиопский дневник 13

Гавриил Иваниченко
Вспомнил - кто-то говорил мне в Аддис Абебе, что в Асмаре нужно сделать пересадку с «Боинга» на русский вертолёт… Значит, в аэропорту находятся вертолётчики! Как бы их увидеть? Уж они мне помогут добраться…

Прошёл вдоль здания. Дальше – металлический сетчатый забор, ворота – за ними взлётное поле, вдали ходят люди. На посту – эфиоп с автоматом. Подумав, решил обратиться к нему. Парой английских фраз сказал ему:
- «Я - русский, советский врач. Лечу в Массаву лечить больных. Мне нужно увидеть кого-нибудь из русских, советских, вертолётчиков! Я должен лететь в Массаву!»

Эфиоп ответил на хорошем английском:
- «К сожалению, ничем не могу вам помочь! В аэропорту нет никаких русских, советских и вертолётчиков тоже!» Я попробовал продолжить разговор, но увидел, что это бесполезно…

Тогда решил не тратить зря время и обратился к ходившим поблизости солдатам – коммандос, которые уже давно посматривали на меня с любопытством. Сообщил им о себе то же самое, и получил такой же отрицательный результат.

Однако патруль потребовал меня предъявить документы. Они внимательно почитали моё удостоверение, лист на амхарском, затем ушли, унося с собой все документы. Это меня не обрадовало, но спорить с вооруженными солдатами не получилось – они не обратили внимания на мои возражения и молча ушли. В итоге – я теперь еще и без документов!

Прошло, по-моему не мало времени – более получаса, и коммандос вернулись. Один, видимо старший – поманил меня пальцем. Пошёл за ними к зданию аэропорта. В дверях они меня остановили и потребовали поставить чемоданчик на улице! Только этого не хватало! Я всё-таки внёс чемоданчик с собой и поставил у двери.

И тут подошла ко мне эфиопка среднего возраста в военной форме. Она сделала знак пальцем, чтобы я поднял руки вверх. Меня это, конечно, возмутило! Никогда я не поднимал рук вверх! И я просто отвёл руки в стороны, а она тоже с видом возмущения – ощупала мои карманы. Убедившись, что карманы пусты, она поманила меня пальцем вглубь зала ожидания.

В самой глубине громадного пустого зала в стене было окно с толстой металлической решёткой, без стёкол. В комнате, в которую вело это окно, за столом сидел эфиоп средних лет в военной форме. На стене рядом с окном висел телефонный аппарат! На столе у военного тоже стояла пара телефонных аппаратов!
 
- «Наконец-то телефон!» - подумал я. «Куда-нибудь удастся позвонить!» Военный начал медленно внимательно читать мои документы. И я вспомнил об опечатке в удостоверении.
- «Нельзя, чтобы он дочитал до опечатки!» - мелькнула мысль. И я стал рассказывать военному свою историю – что я советский врач, русский, лечу в Массаву, что там есть больные, которым нужно делать операции. И мне нужно как можно быстрее добраться в Массаву…

Это отвлекло его от документов, он вступил в разговор, положил документы на стол, повернулся ко мне. И тут я его попросил дать возможность позвонить в Посольство. Эфиоп ответил, что с Аддис Абебой связи нет. Тогда попросил позвонить руководителю группы советских специалистов в Асмаре. Последовал ответ, что с Асмарой тоже связи нет. Я попросил военного отдать документы, но он ответил, что они будут пока у него. В итоге – снова тупик…

Что же делать? И вдруг к окну подошёл эфиоп в гражданской одежде. Обратился на амхарском языке, вперемежку с английскими словами к военному. В его речи мелькнуло слово «Телефон».

Я внимательно вслушивался и понял, что он просит разрешения позвонить по телефону. Он действительно повернулся от окна, шагнул к телефону, а я в эту секунду выпалил ему всё, что хотел сказать:
«Скажите в Хэлс Министери, что здесь в аэропорту доктор Гавриил и мне нужно ехать в Массаву!»

И эфиоп тут же по телефону по-английски сказал то, что я его просил! Значит – телефонная связь есть! Эфиоп минуту послушал телефон и сказал мне – «Ждите здесь! Минут через десять за вами придёт машина!» Мне осталось только его поблагодарить. Он поговорил ещё на амхарском по телефону, поблагодарил военного и ушёл.

На душе отлегло. Военный пока держал у себя мои документы. Но вот действительно скоро к окну подошёл эфиоп, поздоровался со мной и сказал:
- «Можем ехать в Министерство! Там ждут!» Но я сказал ему о своих документах, и военный из окна тут же вернул их мне…

У входа в аэропорт забрал свой чемоданчик, сели в поджидавший микроавтобус и помчались. Минут через 10 – 15 въехали в Асмару. Город красивый, современные здания, в итальянском стиле. Много зелени – на улицах аллеи больших деревьев, много тени. Но мне было не до всех этих красот!

В министерстве провели прямо в кабинет министра Здравоохранения Эритреи, который с удивлением обратился ко мне:
- «Почему вас не встретили в аэропорту?» На это я ответил, что звонили из Посольства трижды в Асмару, кому – я не знаю, но это уже вопрос не ко мне…»

Посмотрев мои документы, министр сказал, что у меня нет документа, разрешающего мне въезд в зону военных действий, который должны были оформить в Аддис Абебе… На это я ответил, что вопрос тоже не ко мне…

Через пол часа в кабинет буквально ворвался запыхавшийся руководитель группы в Асмаре… Он пытался объяснить, что он не понял - что я приеду сегодня… Он, мол, собирался встречать меня завтра! Но ведь телефонные переговоры шли при мне! И я ему тут же сказал всё, что думал об этом…

Тем временем эфиопы оформили мне недостающие документы, принесли их в кабинет министра, который сказал, что дальше мне поможет советский руководитель группы Асмары… Мы ушли… Руководитель спросил:
- «Не имеете ли желания остаться на день – два в Асмаре?» На это я сказал:
- «Хотел бы сегодня же лететь дальше!»
- «А пообедать?» Я ответил:
- «Я сыт по горло…»