Зоя Дмитриевна-старшая сестра моей мамы

Лариса Сергеева
 После рождения трёх сыновей,одного за другим,8 мая 1914 года в семье Дмитрия Кузмича и
Татьяны Ивановны родилась девочка,наречённая в честь Великомученницы Зои.Здоровая,жизне
любивая,она очень скоро стала хорошей помошницей своей маме:она помогала ей по хозяйству,
работала в огороде,присматривала за младшими детьми:Антониной и Марией,потом и за малень
ким Александром.Со старшими братьями у неё было полное взаимопонимание.Она была похожа на свою маму,но имела большие глаза, слегка навыкате,что придавало ей некоторую особенно
сть,неповторимую красоту.Имея страстную натуру,она рано вышла замуж:никакими уговорами невозможно было её удержать от этого шага.Михаил Попов поразил её воображение.Он был мо
лод и красив.От этого брака родились два мальчика.Димитрий-1934 года рождения.
 В 1936году,22 мая родился Николай.Но недолго длилось их счастье.Михаил уехал,
отсутствовал долго,и тётя Зоя снова страстно влюбилась в человека,который по всему
был полной противоположностью её Михаила.В то время тётя Зоя работала кассиром в магазине,и это устраивало её нового протэже.В 1940 году нагрянула в магазин ревизия,обнаружила недостачу,совсем незначительную,больше на бумаге,чем на самом деле,началось следствие,которое длилось годами.Пострадала и тётя Зоя,хотя она была и ни при чём.Оба её сына оставались в доме,в Старом Осколе,росли вместе с детьми дяди Жоры и дяди Вани.
 Димитрий,как только подрос,уехал на заработки,ездил по стране,женился,жил в Молдавии.
Николай сохранил любовь к Старому Осколу,к дяде Жоре на всю жизнь.В 1944 году,оправданная
полностью,тётя Зоя приехала в Москву,устроилась кастеляншей в техникум КИП,получила комнату рядом с техникумом,вызвала к себе своего сына Николая.Тот поступил в техникум
Контрольно-измерительных приборов и успешно закончил его.Тут тётю Зою подстерегала новая страсть.В неё страстно влюбился Петр Васильевич,который работал на строительстве здания
МГУ на Ленинских горах,руководил там работами.Когда при строительстве произошло ЧП,он
очень переживал, и тётя Зоя утешала его.Он был женат,они встречались урывками.Ходили в ки
но,когда свободное время у них совпадало.
 Когда умерла жена Петра Васильевича,тетя Зоя и Пётр Васильевич поженились,но продолжали жить отдельно.Тёте Зое дали комнату в двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте.
 Тогда,во времена Хрущёва,был строительный бум.Ленинский проспект быстро застраивался.
Я и бабушка иногда ездили к тёте Зое принять ванну,когда соседки её не было дома,и тётя
Зоя жила, как в отдельной квартире.Это было очень удобно,после ванны можно было остаться ночевать,попить чайку,поговорить по душам.Татьяна Ивановна очень любила свою дочь Зою: с
ней она могла часами говорить о Старом Осколе,о своих родных и знакомых,строить планы
о поездках.Когда тётя Зоя приезжала к нам в гости,у них часто заходили разговоры о том,
в каком платье нужно похоронить её,Татьяну Ивановну,чтобы обязательно было отпевание и о
многом другом,связанным с этой темой.Меня страшили эти разговоры,я не хотела себе и в мыслях представить,что бабушка умрёт.Зачем,думала я,заранее говорить об этом.
 Моя крёстная,Мария Дмитриевна,младшая дочь Татьяны Ивановны,тоже предпочитала не говорить об этом.Она удалялась,предоставляя им возможность отвести душу.
 Потом и я поступала примерно также.
Но теперь я поняла:такие разговоры были им необходимы.Бабушке была невыносима мысль,что
её могут похоронить без отпевания,в той атеистической стране,какой тогда была наша страна.Каждый год она шила себе платье,которое должна была надеть её дочь Зоя в день похорон.Таких платьев у неё собралось до 30,к моменту её смерти.
Тётя Зоя была моей любимой тётей.Собственно,она была единственной моей тётей.Я испытывала к ней какое-то особое чувство:среди моих родственников,говорят,я ни на кого
не была похожа.Исключение составила тетя Зоя. У меня были такие же полные,чувственные,-по
представлению поэтов,-губы,огромные глаза,слегка навыкате,округлое в меру "русское" лицо.
Вдобавок к этому,у меня была родинка на подбородке с правой стороны,так же как у тети Зои.
 Об"ективно говоря,как я теперь понимаю,сходство было мною придумано,и сходства особенного и не было.Кто-то мне в детстве,наверное,сказал,что я на свою тётю похожа,вот я и ухватилась за эту мысль:уж очень мне хотелось на кого-нибудь по материнской линии
быть похожей.То,что у тёти Зои было крепко сработано,то у меня было сглажено.И глаза у
нас были навыкате совсем по-другому:у неё веки наползали на глаза,а у меня они были раскрыты,и казались огромными.Это удивляло всех,кто в первый раз меня видел.
 И эта родинка,на которую я особо уповала,была совсем другая.У меня она была маленькая,
и расположена внизу,под подбородком,-почти незаметная,-а у тёти Зои на подбородке же,но наверху, переходя на щёчку.И это несколько огрубляло её внешность.
 Если мы находились с ней рядом,никто не признавал нашего сходства,несмотря на все мои
уверения,что мы очень с ней похожи.
 Мне нравилось,когда тетя Зоя приходила к нам вместе с Петром Васильевичем.Вообще,я
всегда радовалась,когда к нам приходили гости.Это было не так часто,и к нам приходили,
в основном,родственники:дети Татьяны Ивановны с мужьями или жёнами.
Пётр Васильевич был представительный мужчина,высокого роста,довольно стройный для своих
лет,с небольшой бородкой.Он всегда ходил в шляпе,что придавало ему импозантность.Он был немногословен,говорил тшательно взвешивая свои слова,а тетя Зоя была,как метеор.У тети Зои были в семье прозвища,-прозвища в детстве,впрочем,были у всех,-но по отношению к
этой тете они повторялись так часто,что,поневоле,запоминались.А у других,как только проходило детство,забывались.Её звали Ступой Коломенской.Почему Ступой?Почему Коломенской?Спрашивала я себя.Как будто можно об"яснить из чего рождаются клички или прозвища.Кто-то когда-то так назвал, и это приклеилось к человеку.
Может,из-за её походки.Она была среднего женского роста,и шла так,что было слышно за версту.Когда она шла по нашему длинному,длинному коридору,все знали,что это тётя Зоя к нам идёт.Её сын,Николай,звал её,не обидно,шутя:"Вот,Генерал Топтыгин" или просто "Генеральша".У неё были властные манеры,и очень тяжёлая рука.И она,я думаю,частенько лупцевала своего сына.Тёте Зое лучше было под руку не попадаться.
 Но когда она была с Петром Васильевичем,она вела себя по-другому.Он походил на интеллигента прежних,царских времён.Например,на профессора из фильмов 30-х годов.Было приятно видеть присмиревшую,спокойную тетю Зою.
 Вспоминается мне один случай.Как-то пришла к нам моя любимая тетя в неурочное время,не
в воскресенье.И сразу-ко мне.Посадила к себе на колени,и стала говорить,что у неё только сыновья,а ей так хотелось бы иметь ещё и дочку."Сиротиночка ты моя."Я оцепенела.Я знала,что у меня есть мама,есть отец,есть брат.Есть моя любимая бабушка,есть тёти.
Я не чувствовала себя в чём-нибудь обделённой.Я была более,чем счастлива,живя со своей
замечательной бабушкой."Кровиночка ты моя",-продолжала тётя Зоя.Потом,заметив мой "замороженный" вид,она спустила меня с колен,и я могла вернуться к своим прерванным
этой сценой занятиям.Я недоумевала,что это нашло на тётю.Впрочем,недоумевала я недолго.
Решила,что это в её духе.Как говорят в народе:"Киса,Киса,Кисанька"-и тут же-"Брысь под лавку".
 И только теперь я поняла,что хотела тогда сообщить мне тётя,да так и не сказала.Да,я,
действительно, была сиротой,в том понимании,как это принято считать...Мой отец,
Павел Морозов, погиб во время войны,а Григорий Савельевич,которого я считала своим отцом,
который тоже воевал,но вернулся с войны,хотя и был контужен в 44 году,мне отцом не был.
Отчим!Какое неприятное слово.Мне исполнилось 11 лет,когда мне мама предложила поехать
жить к бабушке,т.к. бабушка старенькая,и ей нужно помочь.Мама удивилась,как быстро я
согласилась на это её предложение.Кому-то помочь всегда было моим желанием.Нас воспитали не быть безразличным к другим.А тут речь шла о моей бабушке.Татьяна Ивановна,когда я её увидела впервые,произвела на меня неизгладимое впечатление.Все вокруг куда-то торопились
спешили по своим делам,и только бабушка была всегда спокойна,уравновешенна,благожелательно встречала своих детей,давала им напутствия.
А моя душа так жаждала покоя.И я не ошиблась в своём выборе.Правда,я думала,что поеду
ненадолго,на некоторое время.Новая школа,благоприятная домашняя обстановка,уважительное отношение...Для меня началась совсем другая жизнь
Мы так привязались к друг другу,что об от"езде вопрос уже не стоял.Правда,скорее,бабушка
заботилась обо мне,но это уже другой разговор.
 Сейчас я вдруг подумала,а что,если бы я, в том дальнем разговоре с тётей,откликнулась бы
на её призыв.Бросилась бы к ней на шею:"Да,я хочу быть ещё и Вашей дочкой,вдобавок к Вашим сыновьям!"Что бы было тогда? Открыла бы она мне тайну моего рождения,несмотря на строгий запрет моей мамы,не говорить мне об этом до поры до времени.О,моя мама была очень
мудра:oна знала,что детям нельзя доверять такие тайны.Как бы изменилась бы моя жизнь,если бы я узнала правду о Григории Савельевиче.Думаю,что ничего бы не изменилось.
Я слишком была привязана к бабушке.Но травма была бы очень сильна.
Что-то в голосе моей тёти в тот момент было такое,что я усомнилась в её искренности.
И потом,сказать,что хотела бы и я иметь её своей матерью,мне казалось предательством по отношению к моей мамочке.
 Когда начинала свой рассказ о тёте Зое,думала,что мне нечего и сказать о ней.Хотела
кратко пересказать её биографию.Долго не могла приступить к разговору о ней.Я прощала
её грубые выходки, как только дети могут самоотверженно прощать взрослых.Дети убеждены,
что взрослые не могут желать им зла,что они любят детей,только иногда не хотят показать
свою любовь.Да и тётя Зоя не хотела никому зла,но считала своим долгом сказать непременно
правду,как она её себе представляла.Теперь,когда у меня самой есть внучка,мне хорошо понятен её бунт,её желание,чтобы наши дети жили лучше нас.
 А теперь,после событий в Осетии,воспоминания нахлынули.То,что я считала глубоко похороненным в моей памяти,вдруг ожили во мне,как будто это было только вчера.
Отголоски той войны,моё раннее сиротство,ещё свежи,а тут снова грядёт что-то страшное...
 Когда тетя жила на Ленинском проспекте,она работала в Сберкассе в том же доме,где и жила.Что-что,а деньги тётя Зоя умела считать.Может,потому,что у неё их не было достаточно,так же как и у всех нас.Сын Николай подрос,ездил в командировки,устанавливал контрольно-измерительные приборы на заводах.В одной из командировок в Прибалтике он познакомился с девушкой и вскоре привёз её в Москву в эту маленькую пятнадцатиметровую комнату,где жили они вдвоём с матерью.
 И потом должен был родиться ребёнок.Но вскоре квартирный кризис благополучно решился
как бы сам собой.Завод КИП перевели в Зеленоград.Хорошим специалистам выделяли квартиры
там же,рядом с заводом.Московская прописка не терялась:Зеленоград считался природной зоной Москвы.Николаю выделили отдельную трёхкомнатную квартиру с двумя огромными лоджиями
Кухня была большая,удобная,с современным оборудованием.Там была электроплита.
 Тётя Зоя выменяла свою комнату на Ленинском проспекте на комнату в центре,в Архиповом
переулке,рядом с Синагогой.Вместо одной соседки,которая постоянно отсутствовала,-
многонаселённая коммуналка?Но тётю Зою это не смущало.Она умела ладить с людьми.Многолюдность компенсировалась тем,что комната её казалась огромной по сравнению
с той,что на Ленинском проспекте,с высокими потолками и большим окном,в прежней старинной усадьбе.Комнаты были расположены так,что соседи практически не видели друг дру
га, и на кухне тоже не было толчеи.Там тётю Зою часто навещал Николай с женой,потом,когда
появлялись дети,и с детьми.Частенько приезжала к ней и я.Приходил и Пётр Васильевич,который неотступно следовал за тётей,где бы она ни жила.Но вот,в один прекрасный день,много лет спустя,-они были вместе больше двадцати лет,-они повздорили не на шутку, и тётя Зоя указала Петру Васильевичу на дверь.Он так был удивлён,что убегая,забыл взять свою шляпу.Тётя Зоя в пылу ссоры схватила шляпу с вешалки,поставила её на ребро и покатила вслед убегавшему Петру,который её тут же подхватил.
"Ну вот,после этого ты ко мне больше не прийдёшь,"-проговорила Тётя Зоя ему
вслед.Говорят,в народе есть такое поверье:если бросить вслед шляпу,то это к полному разрыву.Всё равно,что бросить в лицо перчатку,или на Украине подарить гарбуза-тыкву.
 И,действительно,после этого они уже не встречались.
 Тётя Зоя с удовольствием рассказывала об этом событии всем без исключения.
 Потом,эти старинные дома в центре Москвы стали на вес золота.Солидные организации стали
расселять прежних жильцов,чтобы устроить своих сотрудников.Тётю Зою обеспечили жильём в новом районе,на окраине Москвы,и добираться до неё стало очень не просто.Она снова оказаласьв комнате в двухкомнатной квартире.Соседом её стал Иван Сергеевич,приятный,умный собеседник,а тётя Зоя умела создать уют,умела сказать ласковое слово,приготовить что-нибудь.
 Не удивительно,что вскоре они обедали и ужинали вместе,а затем поженились.
Эта любовь скрасила их жизнь.Иван Сергеевич поистине был необыкновенным человеком.Ветеран
Имел машину.Он был старше тёти Зои и,когда он умер,она была глубоко несчастна.Она не могла жить в той квартире,где они провели последние годы вместе,и поменяла двухкомнатную
квартиру на однокомнатную в том же районе.Часто ходила на кладбище.Потом всё своё внимание сосредоточила на сыне и внучках.Николай и правда очень нуждался в поддержке.
После многих лет счастливой безоблачной жизни со своей женой и с двумя дочерьми он
развёлся.Причиной стали его поездки в командировки.Жена часто оставалась одна.
 Тётя Зоя умерла в 82 года.Мы похоронили её с отпеванием,было много гостей из Старого
Оскола,где тётя проводила почти каждое лето среди своих родственников.Она умерла в октябре.Последнее своё лето она провела в Старом Осколе.Им не верилось,что она умерла
так скоро после от"езда.
 Тетя Зоя,спите спокойно.
Вы были похоронены достойно:с соблюдением традиций,с отпеванием в церкви,как о том Вы
часто говорили с Татьяной Ивановной,своей мамой.Ваши родственники не увезли Вас в Старый
Оскол,как Вы поступили со своей мамой,но это кладбише далеко,на окраине города,в противоположной стороне от того места,где жил Ваш сын,можно сказать,что почти на границе
со Старым Осколом.Когда мы хоронили Вас,я обещала себе,что буду посещать Вашу могилу.
Но,возвращаясь с кладбища,мы ехали так долго,пока на горизонте не появились высотные дома,вырастаюшие постепенно,как друзы драгоценных камней,я начинала понимать,что мне не удастся выполнить это своё обещание.Хорошо,что в случае невозможности посещения кладбища
из-за его удалённости,мы можем молиться за умерших в церкви.Каждую субботу обязательно.
Вы не были удостоены тех почестей,с которыми проводили в последний путь Ваших старших
братьев,которых Вы так любили.Но Вы были воистину воительницей за справедливость.
Генералом.Афиной-Паладой,которая вышла из головы отца уже в боевом шлеме и с мечом в руке.Ваше поле боя-наведение порядка в доме:домострой.
 Мы помним о Вас.Мы молимся за Вас.