Маме

Роза Исеева
      Ирина Ахатовна Исеева – моя мама. Она умерла, когда ей было 25 лет, оставив жить двух маленьких дочурок. Я сейчас бабушка и, наверно, уже поздно и немного смешно говорить о том, как мне её не хватает. Сидела бы чистенькая, светленькая в окружении внуков и правнуков и ненавязчиво поучала бы их жизни,  умиляясь их шалостям. А я бы спрашивала у неё советы по каждой мелочи. Хотя бы для того, чтобы показать её значимость и необходимость для нас.
       В детстве, когда меня обижали, я уходила в укромное место поплакать, и никак не хотела верить, что у меня нет мамы. Считала, что она обязательно должна быть где-то, может, на краю земли. Я клялась себе, что, когда вырасту, обязательно её найду.
       Сколько ещё было периодов, моментов, когда я очень нуждалась в ней. Мне необходимы были её подсказка, поддержка, ласковое слово, добрый взгляд, просто её подол, где можно спрятаться от обид и излить их. Сейчас понимаю, какое это счастье - мамин подол.
Завидовала подругам. Оборачивалась и долго смотрела вслед девочкам, идущим с мамами. Услышав детский зов: мама!, я искала направление этого сладкого зова и долго разглядывала женщину - чью-то маму, чьё-то счастье.
       Не передать словами процесс взросления. В душе остаётся и живёт пустота, не заполненная теплом матери.
       По роду службы я навещала местный детский дом. Понятно, когда там воспитываются сироты. Но при живых родителях... Лишение материнских прав стало обычным, чуть ли не привычным явлением. А сколько мам оставили детей в родильных домах.
       Выражение детдомовских глаз – это настороженное ожидание. Они, конечно, примут подарок или сладость, но будут продолжать смотреть непередаваемым взглядом надежды и не детской безысходности одновременно.
Как-то в дальнем углу длинного коридора я увидела мальчика, пишущего что-то на подоконнике.
       -Что ты пишешь?
       -Письмо.
       -Кому?
       -Маме.
       -О чём?
       -Чтобы забрала меня. Когда увидит, что это я написал, она быстро
        приедет за мной.
Ему было шесть лет. Воспитатели пояснили, что мальчик каждый день ждёт маму и пишет ей безадресные письма. Мама ни разу не навестила его.
Все воспитанники, не сговариваясь, замирают, когда видят незнакомого, особенно незнакомую. А вдруг...
Я благодарна отцу за то, что не отдал когда-то в детский дом по настоянию друзей и велению послевоенного времени и воспитал нас с сестрой в новой семье.


Внуки зовут: Бабуля,
Дети зовут: МА.
ДОЧА, - звала бы мама,
Если б жива была.
Я бы прижалась к ней тихо,
Приникла б к её теплу.
За все эти долгие годы,
Что я без неё живу.



К дате её смерти…

На фото мама, сестра и я. Её последнее фото. Через несколько месяцев, 8 июля 1949 года, её не стало.