Исторический феномен 14 прод

Генади Ривкин
       7. Существовал ли «протобашенный» язык?

 «Бытие» повествует о том, как была построена Вавилонская башня «до небес», что разгневало Господа, после чего и произошло разделение народов и языков. Но существовала ли в действительности некая башня, которая могла послужить прообразом библейского предания? Факт ее существования подтвержден в результате многих археологических исследований, которые проводились, начиная со средины 19 века. Были раскопаны фундамент и нижняя часть стен, в результате чего было установлено, что башня представляла собой ступенчатую пирамиду, состоящую из семи ярусов высотой 90 метров. Разрушение башни по данным З.Ситчина датируется примерно 3500 годом до н.э.
Легенда о разрушении башни и разделении языков, очевидно, является отзвуком тех далеких времен, когда после завершения Потопа племена потомков Ноя, поселившиеся в «земле Синар», сформировали свой единый язык. Согласно исследованию еврейской ДНК-генеалогии А.Клесова, предки евреев поселились в Южной Месопотамии примерно в 7 тыс.л. до н.э. К периоду предполагаемого разрушения Башни здесь внезапно появилась, и длительное время существовала единственная цивилизация в мире – Шумерская, единственная письменность, и, как считалось, единый «общий язык». Лишь через 600 лет после возникновения Шумерской и под ее влиянием расцвела Египетская цивилизация со своим языком и письменностью, а еще через несколько сот лет – Индусская.
Ученые-лингвисты доказывают, что все современные языки сохранили следы некоего древнего прапраязыка. Но возможно ли, чтобы и поныне мог сохраниться какой-либо древний язык, который бы в наименьшей степени удалился от этого языкового предка, максимально сохранил его специфику? Ряд ученых, в частности, упоминавшиеся выше академик Н.Я. Марр, А.Кобринский и др. приводят веские аргументы в пользу того, что таким, в достаточной мере сохранившимся языком, является древнееврейский. И.Штейнберг в одном и своих комментариев к «Пятикнижию» замечает: «Немало именитых лингвистов подразумевали под этим общечеловеческим языком язык еврейский на том, между прочим, основании, что многие собственные имена первобытного мира, сохранившиеся в языках предков изгнания, построены из корней языка еврейского».
В частности, само название города «Вавилон» соответствует корневой основе ивритского глагола бальбель, что означает «смешать», «спутать». «Поэтому наречено ему имя Бавель, ибо там смешал Господь язык всей земли и оттуда расселил их Господь по всей земле». (Бытие.11.) С другой стороны, Ваал – имя главного вавилонского божества, в переводе с иврита это слово означает «хозяин», «господин». Нетрудно убедиться, что названия многих шумерских и иных городов древности, как и прочих топонимов, имеют определенный символический, подчас загадочный смысл, который отражается в ивритских коренных буквосочетаниях. Как пишет А.Элфорд, «размещение древних шумерских городов соответствовало точному плану: все они были расположены на равных расстояниях друг от друга, на трех осях пересекающихся в точке, где находится Сиппар. Самым южным из этих городов был Эриду…».
Слово Сиппар на иврите, произошедшем из аккадского и частично шумерского, означает «птица», Эриду - «спуск», Ниппур в переводе с шумерского, близкого по значению к ивриту, означает «место пересечения». Шумерское название города Ла-ар-са ученый перевел как «вижу красный свет», при этом слово ар близко к ивритскому ор - «свет». А название города Ла-аг-аш переведено как «вижу впереди огонь»- слово аш схоже с ивритским эш - «огонь». Название родного города Авраама Ур, бывшего в определенный период столицей Шумера, близко по звучанию ивритским словам ор – «свет» и «ир» - город, а город Схем = Шхем в Ханаане, куда прибыл Авраам, - означает «хребет», Хеврон - от слова хавер - «товарищ». Город, находящийся в ливанской долине Бекаа – Баальбек - в переводе с иврита означает «господин расщепления» - слово бекиа на иврите - «расщепление, раскалывание», и соответственно название долины означает – «долина расщепления». К слову сказать, этот город знаменит тем, что в остатках его древних сооружений обнаружены гигантские гранитные блоки массой 800 тонн и более (а один из них, оставленный в каменоломне, - более 1000тонн), отшлифованные так, что даже не было необходимости в скрепляющем растворе – а это исключительно сложно, если учесть необычную твердость гранита. К тому же их транспортировка на несколько сот метров от каменоломен до места укладки и подъем на немалую высоту представляет почти неразрешимую задачу даже для современной техники. (Возможно, название города связано с добычей таких каменных блоков).
Примечательно, что в этой горной долине, наряду с соседним районом Голанских гор, горы Кармель в ранний послепотопный период, за 4-5тыс. лет до возникновения шумерской цивилизации впервые в истории необъяснимым образом зародилось сельское хозяйство, являющееся одним из показателей развернувшейся в Леванте Натуфийской неолитической революции. Столь же древним и столь же удивительным городом, как Баальбек, поражающим своим строительным искусством, является Иерихон, топоним которого означает «лунный город» - яреах в переводе с иврита – луна. Примечательно, что боги-правители древних городов Шумера назывались «Энси» или «Наси», что соответствует ивритскому слову «наси» - президент.
Продолжая разговор о древних ближневосточных топонимах, смысловые значения которых раскрываются в иврите, отметим в частности, что название реки Иордан просто означает «ниспадающая», а название горы Сион, как считает Элфорд, происходит от слова симан – «знак» или «сигнал». Гора Мория (Храмовая гора) – «Гора направления», долина Хинном – «Долина огня» - от корня этого слова произошло греческое «геена», а индоарийский бог Агни – бог Огня. Ивритские корни можно обнаружить и в других греческих (и не только греческих) словах. К примеру, слово «этимология», согласно Фасмеру, от греческого слова etymo – «истинное значение». Но если бы он ивриту уделил внимание и копнул глубже, - но для этого, очевидно, не было мотивации, - то без труда установил бы, что происходит это слово из более древнего, имеющего семитско-шумерские корни языка – древнееврейского, где произносится схоже - эмет – «правда». А если копнуть еще глубже, то можно найти в иврите более подходящее по смыслу и произношению слово - эцем, что означает «сущность», «суть», в котором и раскрывается этимология слова «этимология», и, что существенно (баэцем), в иврите можно обнаружить немало слов с этим корнем. (Кстати, в пантеоне древнего Египта числился бог по имени Атум – бог Правды).
 В качестве типичного примера, подтверждающего общность происхождения индоевропейских языков, обычно приводится русское слово «ведать» и санскритское «веды». Близкое с этими словами слово «идея» происходит согласно Фасмеру от схожего по смыслу и произношению аналогичного латинского слова idea, а также греческого «видать». В этих и других подобных словах прослеживается единое корневое буквосочетание, красноречиво свидетельствующее о едином, более древнем источнике их происхождения. Нетрудно убедиться, что искомое слово, представляющее такое буквосочетание, содержится в иврите, это слово – йеда – «знание», а также близкое ему слово – деа – «мнение», «знание», «мудрость». На основе этого корневого буквосочетания в иврите строится целый ряд производных слов, трансформировавшихся и в другие языки. Не вызывает сомнение, что более абстрактное и сложное понятие «идея» могло возникнуть в более поздние времена на основе существовавших ранее более простых и конкретных понятий. Не исключено, что латинское medium (передатчик, посредник) и произошедшее от него современное слово «мас-медео»- «средства массовой информации» образовалось из ивритского слова мида – «информация», «сведения», построенного на той же корневой основе, что и слово йеда. Можно предположить, что и слово «мода», произошедшее от латинского modus (мера, способ, правило), имеет корни в том же ивритском слове мида - хотя и косвенная, но связь между этими понятиями прослеживается.
Ту же корневую основу имеет слово «ода» - стихотворный жанр, основанный на прославлении, возвеличивании, традиционно считающееся греческого происхождения, от слова ode – «песнь». Но какова этимология этого греческого слова, откуда оно появилось в греческом языке? Если заглянуть в ивритский словарь, то можно убедиться в существовании, хотя и означающего более широкое понятие, но очень близкого по произношению с русским словом «ода», ивритского «hодаа», - «признание», «благодарение», «сообщение» (отсюда «тода» - «спасибо»), что вполне отвечает его более узкому значению в греческом или русском варианте. А главное, в иврите существует немало близких по смыслу слов, построенных на той же корневой основе «hод», что свидетельствует о его изначальной принадлежности к этому языку, а сама эта корневая основа является самостоятельным словом, и означает оно «величие». И, между прочим, это буквосочетание является корневой основой названия индусов – «hоду», а также евреев - «иеhуди» (иудеи)- Первоначально оно относилось только к потомкам Иеhуды, основоположника одного из 12 колен Израилевых, при этом в Танахе еврейский язык назывался иеhудит. Нелишне заметить, что это гордое названия нации – иеhуди, в котором присутствуют три первые буквы имени библейского Бога - христианского Бога-отца, и которое в итальянском языке читается как джуди, в некоторых славянских языках трансформировалось в слово «жид». Кстати сказать, по-видимому, есть основания предполагать, что от этого древнего слова hод (необязательно напрямую) произошло английское the god и немецкое der gott. Таким образом, слово, произошедшее из корневого слова великого значения и смысла, в представлении злобных ненавистников со временем приобрело негативный, оскорбительный смысл. Антисемиты здесь с этой оскорбительной кличкой явно просчитались, они просто сели в лужу собственного производства.
 Само происхождение слова «еврей» имеет шумерские корни: «Хабиру», «ха-ибри» - самоназвание евреев, происходящее от имени Евер, Ибер, что на шумерском языке и на иврите означает пришелец, пересекающий (реку, или нечто еще). К тому же название одного из первых шумерских городов – Ниппур, (в котором жили предки Авраама), также происходит от слова «пересекать». Это название, что очень примечательно, соответствует названию одноименной планеты – «Нибиру», которая, согласно шумерской мифологии, является планетой отца богов – Абба и пересекает орбиты планет Солнечной системы. Напрашивается предположение, что имя «Авраам», по-видимому, неслучайно зафиксированное в глиняных табличках Шумера, как-то связано с именем этого бога. Это увязывается и с тем фактом, что это имя означает «отец народа» (слоги «аба» и «ам», образующих имя Ав(р)а- ам имеют одинаковое значение, как на шумерском языке так и на иврите: «аба», «ав» - «отец», «ам» - «народ», однако, в иврите - «нация» - «ум», «мать» -«има», а в шумерском языке - «ум»- «мать»).
Согласно каббалистическому толкованию, подкрепленному лингвистикой, слово «еврей» происходит от однокоренного слова hэевир – «передал». Здесь, очевидно, подразумевается возложенная на евреев духовная миссия (возможно, они ее сами на себя и возложили) передачи духовных традиций.
Хотя шумеры в конечном итоге были ассимилированы аккадцами, и на территории Месопотамии укоренился аккадский язык, от которого произошел древнееврейский, в лексиконе ассимилированных и метисизированных шумеров, а затем и в древнееврейском, следовательно, и в современном иврите сохранилось немало слов шумерского происхождения. Например, согласно данным А.Кобринского: в шумерском - сар – «властитель, правитель», в иврите – министр, (отсюда, русское слово «царь»), шум. - бит – дом, в иврите – байт. Цифра 3 в шумерском языке передавалась звуком «шу», который изображался клинописью в виде трех горных вершин. Отсюда происхождение ивритской буквы «шин» с соответствующим изображением - ; и русской буквы Ш. Отсюда обозначающее число «6» ивритское слово «шеш», записываемое двумя буквами «шин» -«;;», аналогично происхождение русского слова «шесть» и английского «six» в том же значении. Близки по звучанию к ивритскому слову, обозначающему число 7 - «шева», русское «семь», английское «севен» и немецкое «зибен».
 Как показал З.Ситчин, значение многих слов и топонимов в современном иврите полностью соответствует их пониманию в шумерской мифологии, т.е. совпадают с их шумерскими значениями. Ивритское слово шамаим – «небо», и слово Шем происходят от одного смыслового корня, означающего «тот, который там наверху», Ха-Шем – в современном иврите - одно из имен Бога. (Ивритское слово «шам» идентично русскому «там»). Близкое к этому понятию ивритское слово шемеш – «солнце», если иметь в виду, что эш – «огонь», а также, тот факт, что имя аккадско-шумерского бога огня – Шамаш, расшифровывается как «там огонь», или «огненное имя», или, возможно, «Сияющий как Солнце». Это вполне согласуется с тем, что в шумерских сказаниях Шамаш изображается поднимающимся и пересекающим небеса. Главного шумерского бога звали АН, по аккадски - Ану, что означает «небо», от этого слова произошло ивритское анан и английское анун - «облако». По-шумерски – «ухо» - узум, в иврите – озен. Ивритское название денежной единицы «шекель» произошло от одноименной единицы веса - обычно это была мера серебра – в древнем Израиле, а ранее того - в Шумере. Это слово в том же значении перешло в хеттский язык, а на его коренной основе образованы ряд слов (школа, шкала и т. д.) в русском языке. Перечень можно продолжать долго - в иврите имеется достаточно большое количество слов шумерского происхождения, а также слов, от которых произошли многие слова других языков.