Ученый совет

Владимир Кожушнер
В конференц-зале стоял невообразимый шум - хлопали сиденья стульев, раздавались громкие голоса собравшихся, из динамиков доносилось потрескивание микрофона, стоявшего на столе президиума. У всех на лицах светилась радостная улыбка. Все были в возбужденном состоянии.
В зал вошли Олег Владимирович с ребятами. Как по команде, присутствующие встали и зааплодировали.
И хотя никто не выбирал президиума, всем было ясно – руководить советом должны они. Ведь только благодаря этой троице, они оказались в стенах родной лаборатории.
- Попрошу тишины. Надеюсь, у всех было достаточно времени ознакомиться на месте с обстановкой. По-моему, у всех одни и те же проблемы – сделать уборку, провести ревизию состояния техники, составить планы работ. Так?
Все согласно закивали головой.
- Но, не забывайте, у Вас есть великолепные грамотные помощники. Уборку и ревизию они сделают в тысячу раз качественнее и быстрее людей. Только дайте им команду.
Что касается плана дальнейшей работы, то в свете последних достижений науки, нам нужно перестроится.
Только что молодые люди предложили воспользоваться новой технологией сборки нанокомпьютера - создать поле кручения, получить «черную дыру» в которой и производить все работы!
В зале воцарилась тишина.
- Не спешите с выводами. Подумайте. Подготовьте предложения и замечания и мы их рассмотрим на следующем совете.
Со стороны казалось, что это обычный ученый совет, который они проводили и раньше. Но, это со стороны, а на самом деле, это был совет единомышленников, энтузиастов, готовых бесплатно двигать науку и делать доброе дело на благо людей.
Вопросов было много. По основным из них были приняты решения и назначены ответственные:
- Организовать питание, охрану, жизнедеятельность лаборатории поручили Петру.
- Разработать кодекс искусственного интеллекта и создать мощный нанокомпьютер – поручили Борису Моисеевичу и Илюше.
Сам Олег Владимирович взялся за реконструкцию ускорителя.
Совещание было недолгим, и вскоре его участники разошлись по своим местам.
- Илья, давай смотаемся домой. Тут нам пока делать нечего, а мне нужно запастись продуктами на весь коллектив, - предложил Петр.
- Поехали. Мне тоже нужно подумать о кодексе искусственного интеллекта, а я не могу без компьютера. Да и мать уже волнуется, куда мы пропали.
И друзья, предупредив о своем отъезде, поехали домой.

Кодекс искусственного интеллекта.

Пока Петр ездил по соседям и запасался продуктами с их огородов, Илья ломал голову над кодексом. Собственно говоря, кодекс это громкое слово, проще - правила поведения роботов. Что они должны выполнять, а что им запрещено.
Например, они ни под каким предлогом не должны делать такое, что повредило бы здоровью человека.
Они не должны выполнять команды человека, если те влекут за собой травму или гибель окружающих.
- Нано, вот ты выполняешь мои команды, а что нужно сделать, чтобы ты сам принимал решение в критической ситуации?
- Если я буду знать, что такое критическая ситуация, и как в этом случае поступать, то достаточно команды моего Нанокомпьютера и я ее выполню без твоего участия.
- Хитренький ты! Значит, я должен заложить в твой комп все критические ситуации и их решения? А ты знаешь сколько их? Миллион. И невозможно предугадать их заранее.
- Я не знаю.
- Не знаю, не знаю, - перекривил Илюша своего робота.
Да, сложная задачка. Без мощного решателя здесь не обойтись. Нужно поговорить с Борисом Моисеевичем.
А в это время начальник отдела искусственного интеллекта тоже размышлял над этим вопросом и пришел к такому же выводу.
Но, снова он уперся в преграду – нужен мощный компьютер, способный создать программу - решатель критических ситуаций.
- Боря, - попросту обратился к нему Нано. – Можно мы переделаем Ваш «громадный ящик», который Вы именуете вычислительным центром? Ведь это груда металлолома.
Борис Моисеевич возмутился:
- Что ты понимаешь? БЭСМ-6 самый мощный в мире компьютер! У него самая высокая скорость выполнения операций! Благодаря нему мы создали Наноробота!
- Был самый лучший. Только сегодня наука шагнула далеко вперед. Появились новые технологии, новые материалы, новые идеи. Позвольте нам продемонстрировать наши возможности. Не беспокойтесь, мы сделаем современный комп.
Ученый задумался.
- А была, не была, - как мальчишка произнес Борис Моисеевич, махнул рукой и направился к своему коллеге посмотреть, как он переделывает ускоритель.
Вдруг, внутренний голос произнес:
- Борис Моисеевич, это я Илья. Что-то не получается у меня с кодексом. Можно я подъеду к Вам?
- Конечно, конечно Илюшенька. Приезжай поскорей, тут такое творится, я даже не могу тебе объяснить, - и ученый осекся. Он чуть не сказал - «по телефону».
- Хорошо, я скоро буду.
Он уже собрался выходить, как на пороге появился запыхавшийся друг.
- Где тебя носит? - встретил его вопросом Илья.
- Где, где. В Караганде! Бегал по соседям и собирал в долг продукты, чтобы накормить ватагу голодающих. Они, небось, скоро друг друга есть начнут. Меня волнует вопрос, как я с соседями буду рассчитываться. Ведь денег у меня уже нет.
- Что-нибудь придумаем. Поехали.
Машина рванула с места, подняв клубы пыли, и скрылась за поворотом.
По дороге Петр, неожиданно, заметил:
- Не заболели ли наши Нано?
- С чего ты взял? - насторожился Илья.
- Уж больно молчаливые они стали. Раньше от них покоя не было – то вмешивались в разговор, то поучали, то в компьютере сидел сутками.
- Да, я тоже заметил. Мой часто начал говорить «не знаю». Вот и сейчас он молчит.
- Нано, что с тобой происходит? – обратился Илюша.
- Не знаю. Я улавливаю какие-то слабые сигналы. Они зовут меня куда-то.
- Какие сигналы? Петя, нужно показать его нашему компьютерщику. Пусть проверит Нанокомпьютер. Все равно его будем менять на более мощный.
Разговор прервался. Они подъезжали к запретной зоне.
Вокруг было тихо и спокойно. Только сторожевые Нанороботы коротко докладывали Пете об обстановке.
- Порядок. За целый день никого не было. Те мародеры, которых мы напугали, такие небылицы рассказали в городке, что вряд ли теперь кто сунется.
Ворота отрылись автоматически и машина въехала во внутрь. Везде чувствовался порядок.
- Ай да молодцы Нанороботы! Потрудились на славу!
Петр что-то скомандовал своему Нано и вокруг машины появилось движение ящиков с продуктами. Так интересно было смотреть на это движение без присутствия грузчиков. Всю работу выполняли Петины невидимые помощники. Еще не успели друзья спуститься к Олегу Владимировичу в лабораторию, как из кухни потянулся приятный запах. Нанороботы превратились в поваров!
Открыв дверь, ребята остановились в нерешительности:
Туда ли они попали? Еще утром здесь, посреди зала стояла огромная труба и куча всевозможных тумбочек, щитов, механизмов и т.п. А сейчас было пусто, как на стадионе в будний день. Лишь около окна Илюша заметил отца около какого-то ящика. Он был так увлечен, что не обратил внимания на подошедших ребят и не сразу отозвался на оклик.
- Папа, что это такое? Что ты делаешь?
- Ах! Это Вы? Простите. Это новейшее достижение? Мне помогают его сделать наши Нанороботы. Вот полюбуйтесь! – глаза отца блестели, сам он светился от несдерживаемой радости и переполнявших его эмоций.
- Сынок! Ты только посмотри, что они сотворили! Я только мысленно представлял себе конструкцию нового ускорителя, а они тут же воплощали ее в реальность! Еще немного и мы закончим.
Внезапно в зал вбежал Борис Моисеевич:
- Скорее, скорее идемте со мной! Я Вам покажу такое!
Он схватил за руку Петра и потащил к выходу. Грузная фигура профессора двигалась с легкостью футбольного мяча. Огромная копна седых волос торчала из-под черной шапочки. Маленькие блестящие глазки бегали по сторонам.
- Что с Вами случилось? – на ходу спросил Илюша.
- Не со мной, не со мной! Они сделали новый потрясающий компьютер! Сейчас Вы сами его увидите. Скорее, скорее, - громко топая ногами, разговаривая и размахивая руками, он бежал к себе в отдел.
На поднявшийся в длинном коридоре шум, из дверей стали выглядывать другие работники лаборатории и присоединяться к процессии.
- Вы только посмотрите на это чудо! – еле выговорил Борис Моисеевич.
В просторной комнате, как и зале где стоял ускоритель, было пусто. Лишь у входа лежали несколько небольших коробок, да у окна примостился аккуратненький столик с современным компьютером. Рядом на стене висел еще один огромный экран-дисплей на котором демонстрировались возможности компьютера и Help.
Коллеги обступили счастливца и забросали вопросами.
- Борис Моисеевич, простите меня, но что это за ужасный дизайн у Вашего первенца? – вмешалась в разговор начальница отдела графики и дизайна Ольга Павловна.
- Как? Что Вам не нравится? – подбирая слова, защищался герой события.
- На мой взгляд, его лучше было оформить в виде сфинкса с протянутой рукой, указывающей на шкалу загрузки процессора.
И тут все ахнули! Прямо у них на глазах вместо коробки системного блока появился сфинкс. В глазницах мелькали огоньки, а рука постоянно перемещалась по шкале.
- Вы это предлагали? – спросил ее Нано.
Теперь Ольга Павловна не знала что сказать. Она была поражена его работой.
Воспользовавшись временным затишьем, Илья спросил:
- А куда делась БЭСМ-6?
Все оглянулись по сторонам, потом перевели взгляд на именинника. Ведь такую махину не просто разобрать и перенести.
- Вон в углу лежит, - небрежно ответил Борис Моисеевич.
- В этих коробках? – Петр вплотную подошел и открыл одну из них.
По его выражению лица, присутствующие поняли, что в них находится, как минимум, взрывное устройство. Многие даже пригнулись, защищаясь от возможного взрыва.
- Да не бойтесь! Там золото, серебро, платина. Другими словами драгметаллы, которые роботы собрали, разбирая старый компьютер, переработали в слитки и упаковали в коробки, - успокоил заведующий отделом.
Внимание гостей переключилось на содержимое ящиков.
Еще бы! Теперь будет чем платить зарплату!
В этот момент раздался сигнал и из динамиков послышался отрывистый голос робота:
- Кушать подано! Идите жрать, пожалуйста! Столовая открыта.
На лицах появилась улыбка. Шутка Петра удалась. Оставив в покое ящики с добром, все дружно направились в столовую.
- Не мешало бы выпить! Такое событие! Сегодня такой день! Столько открытий! – не удержался начальник отдела кибернетики.
И тут Петр, как волшебник с рукава, достал бутылку «Советского Шампанского».
- Ура-а-а! – Разнеслось по столовой.
Домой возвращались в приподнятом настроении, завтра снова за работу. Дел невпроворот!