Гастроли в Щелыково

Van
Жара. 37 градусов в тени. А у меня - сессия. Вот ведь ирония судьбы. Мало того, в один день нужно защитить 2 курсовых работы и сдать 3 экзамена. Почему? - спросите вы. Да потому что сессия начинается 17 июня, а 18 июня - гастроли. К счастью мне это удалось - одна 5-ка и четыре 4-ки. Однако собирались без меня. Но это уже не столь суть важно. Хуже пришлось Леше Ситдикову у него - защита диплома. И именно 18-го.
Как бы там ни было, 18 числа в половине восьмого я прибыл в Центр досуга и культуры ОАО ГАЗ. Там уже почти все собрались. Постепенно подтянулись и остальные. Все с сумками, с чемоданами, с баулами и т.д. Настроение у всех приподнятое, веселое. Тем более там нас уже ждут. Первой уехала Елена Николаевна. А уж если за дело берется Куликова, то можно не сомневаться - лучше сделать это дело будет невозможно!
Ждем автобус. Постепенно подтаскиваем кое-что из реквизита и другие предметы. Наконец автобус прибыл. Ура! Быстрей грузиться! Боковая дверь на сцену открыта. Начинаем таскать. Поближе бы автобус подогнать. А где водитель? А вот нет его. Он сразу вылез из кабины и уехал фотографироваться. На ГАЗе пропуска меняют. Черт побери! Не будем же мы все это на руках таскать! Тяжело. Но кое-что, конечно, принесем. Но ступеньки, костюмы, а особенно шинель. Нет, ни за какие коврижки. Автобус необходимо все-таки подогнать. А как? Водителя-то нет. Стас Корнаков вызвался. И даже уже в кабину полез. Людмила Васильевна сказала - нет! Вылазь, Стасик. Подогнать автобус доверили одному из рабочих.
Автобус рядом с дверью. Начинаем запихивать все лежащее на асфальте в автобус. Тем более осталось мало. Немного повозились с шинелью. Но и ее запихали - в багажник. Ехать пора. Где же этот водитель? Народ начинает понемногу злиться. Начинают задавать риторические вопросы типа «Зачем я так рано встал (или встала)?!»
Начало 11-го. Ну, вот и водитель! Звучит веселая команда «Загружайся!» И мы все полезли в автобус. А водитель в это время из автобуса. Куда-то он опять ушел. Ну, очень надо человеку. Потом ему понадобилось что-то вытащить из багажника. А там шинель... И в довершение всего автобус сломался! И вот только после этого мы поехали... в гараж. Менять автобус.
Приехали в гараж. Водитель ушел оформлять документы и что-то там еще. А мы опять ждем. Решили выяснить - а долго ли еще ждать. Сходили с Евгением Михайловичем. Выяснили. Оказалось долго. Наш водитель поехал к водителю другого автобуса узнать, исправен ли он и взять ключи. Если он застанет его дома и автобус исправен, то мы на нем и поедем. А если нет, то нужно искать другой автобус. Весело, не правда ли? Терпение у некоторых уже начинает заканчиваться.
К счастью ключ взяли, автобус оказался исправен, вещи перекидали и мы поехали, предварительно позвонив во Дворец, чтобы оттуда позвонили в Щелыково и сообщили, что мы, так сказать, задерживаемся, т.к. по времени мы уже туда должны подъезжать.
В дороге интересного произошло мало. Несколько раз останавливались пополнить запасы продовольствия или по более прозаическим причинам: так скажем, Евгению Михайловичу плохо было. А так каждый занимался чем-то своим: в карты играли, спали, читали и т.д. Водитель наш ехал быстро, стараясь хоть как-то нагнать время. Оказалось, не зря - к парому подъехали в последнюю минуту. Высыпали из автобуса. Зоя Николаева пошла покупать билеты, позвав и меня. Сколько пассажиров в автобусе? - спрашивает кассир. А черт его знает! То ли 13, то ли 16 - пытается вспомнить режиссер. Сходи, посчитай, - сказала, наконец, мне. Я выхожу. А считать-то уже и некого! Все на пароме. Забегаю обратно и уверенно произношу - 15! И ведь угадал же!
Еще несколько часов тряски в автобусе - и мы в Щелыково! Правда, и тут не обошлось без приключений - ворота в Щелыково оказались закрытыми и даже заколоченными. Нам пришлось проехать до следующей деревни и вернуться назад для того, чтобы найти дорогу к месту назначения.
Подъехали прямо к столовой. На обед мы опоздали, но зато ужин был усиленный. Поселили нас в чудесных двухместных номерах. Пары разделились следующим образом:
- Зоя Николаевна Куликовская и Таня Кочурова;
- Елена Николаевна Куликова и Валентина Власова;
- Леша и Таня Лазутины;
- Владимир Неумоин и Евгений Михайлович Рагозин;
- Наташа Князева и Юля Горбунова;
- Виталий (не помню фамилии) и Паша (тоже не помню);
- Стас Корнаков и Леша Ситдиков;
- Люда Жунина и Анна Учирова;
- Надежда Аркадьевна со своим внуком.
В каждом номере есть ванна, душ, туалет и балкон с прекрасным видом. Вот только еще телефона с видео-аудио-аппаратурой не хватает. А так все предусмотрено. Хотя телевизор все-таки был - один на двухэтажный корпус. Потом мы узнали, сначала нас хотели поселить в другом корпусе. Там то же самое, только номера одноместные и душа нет. Это в такую-то жару! Нет! - сказала Елена Николаевна. В результате мы смогли принимать душ хоть каждый час. Большое спасибо Куликовой!
Не успели мы закинуть вещи в номер, как нас пригласили на спектакль. Не знаю, как остальные, но я был не в силах. Необходимо было срочно принять душ и отдохнуть. Что я и сделал. Затем (уже после спектакля) пошли купаться. Небольшое озеро. Вода теплая-теплая, а комаров много-много. Но мы развели костер и мужественно отбивали их атаки, вооружившись Рагозинским средством от комаров. Потом вернулись по хатам и отмечали благополучное прибытие. Мне лично почему-то не захотелось участвовать в этом торжестве, потому о нем сказать ничего не могу. Спать легли поздно. Где-то далеко за полночь.
На следующий день (19 июня) встали, позавтракали (завтрак в 9:00) и пошли смотреть спектакль, поставленный режиссером Гершковичем с группой школьников по пьесе Островского «Воспитанница». Слабовато с моей точки зрения, но мне понравилось. Показывали на улице, на крыльце дома. Действующие лица приходили из леса и уходили в лес. Это было здорово! Затем обед.
После обеда повела нас Елена Николаевна по местным достопримечательностям. И первой стал музей Островского. Большой дом. Нас попросили надеть тапочки. Все так и сделали, кроме Зои Николаевны, которая просто разулась. Затем нас направили на второй этаж, где как оказалось нельзя проводить видеосъемки и фотографировать. Но все-таки и то и другое сделать удалось. Затем молоденькая экскурсовод с неподвижным лицом монотонно, тихим голосом поведала нам об истории Александра Николаевича Островского и об его творческом пути. Честно говоря, было скучновато.
После музея пошли мы на «Остров любви». Посередине небольшого озера, уже затягивающегося ряской и всякой другой бякой, короче полуозера-полуболота, точно посередине стоит небольшой островок. На этом островке растут сосны. А пройти туда можно по деревянному мостику. Очень красиво. Не знаю уж почему, но его называют «Остров любви». Недалеко находится родник с замечательной чистой и вкусной водой. И только одно плохо: именно это место является, как мы поняли излюбленным местом комаров, слепней и всякой другой кровососущей пакости.
Затем мы направились на могилу Александра Николаевича. Прошли мимо дома, где жила дочь Островского, Мария, мимо корпуса. Причем дальше пошли уже не все - потеряли Евгения Михайловича Рагозина и Таню Кочурову. Остальные упорно продолжали свой путь, посматривая по сторонам с надеждой увидеть что-либо подходящее для забора (в спектакле у нас забор стоит на сцене). Скажу сразу - найти нам его в той деревне не удалось. Вышли из деревни, пошли по лесу, прошли по замечательным мосткам через овраг - сначала спустились, затем поднялись и вошли в другую деревню, на краю которой за оградой небольшой церквушки и похоронен великий драматург. Рядом с ним лежат его жена, дочь и отец. Недалеко - захоронения актеров и других людей, которые были наиболее близки Островскому. А чуть подальше растут маки. Изумительной красоты и величины. Такое кроваво-красное пятно. Недалеко от входа в эту церквушку обнаружили мы колонку с водой, на которой был христианский крест. Что это означает, не знаю, но вода, говорят (сам я не пробовал), вкусная.
На обратной дороге зашли в дом-музей крестьянского быта. Здесь нам очень подробно рассказали о том, как и из чего местные крестьяне делали себе домашнюю утварь - обувь, посуду, мебель и др. Рассказывала нам про это женщина, в очках, небольшого роста. Создавалось впечатление, что она является частью этого музея. Говорила тихим голосом, с использованием пословиц, прибауток, старинных терминов. Речь ее журчала, как ручеек и ты волей-неволей попадал в это течение и плыл в нем, а перед глазами вставали образы, яркие, наполненные каким-то светом. Было очень интересно. И даже когда она вроде бы закончила и вроде бы попрощалась, никто не ушел. Прошли еще в летнюю избу и посмотрели там. Но все кончается и этот рассказ тоже закончился. И пошли мы обратно.
Придя, лично я принял душ, А затем втроем с Евгением Михайловичем и Пашей решили сходит в местный Универмаг. Такого Универмага я еще не видел. В любом нашем комке ассортимент гораздо богаче. Да еще ситуация случилась. Когда мои спутники покупали зубные щетки, одна из стоящих рядом в ожидании привоза хлеба бабушка хмыкнула «Зубная щетка... Кому что!» Потому в Универмаге этом долго мы не задержались. Вернувшись, пошел я еще раз искупаться. Тем более этим уже занимались Стас Корнаков, Таня Кочурова и Виталий. Получив удовольствие, пошли на спектакль местного театра пластики.
Играли они прямо на природе, среди деревьев. Ставили «Снегурочку» Островского. Ну, приготовились, ждем. Выбежали на поляну четыре девушки, одетые в спортивные костюмы и вкратце передали содержимое произведения. Причем таким образом, что мне стало немного не по себе. Иногда говоря слова типа «Зима. Весна. Снегурочка. К людям хочу. и т.д.», иногда обходясь неопределенными высказываниями такими как «Тили-лим. Плям. Плям.» и т.п. Минут через пять-десять завершили они свою пантомиму. И тишина. На сцене - никого. Зрители недоуменно переглядываются. Это все? Пора хлопать? Оказалось рано. Через некоторое время пантомима была повторена, о чем вроде бы никто и не просил, а затем началось, наконец, и основное действо. Был спектакль, если можно его так назвать. Мне показалось, что взяли несколько готовых эстрадных танцев и попытались, соединив их соорудить что-то похожее на «Снегурочку». Получилось, скажем прямо, не очень. А может даже очень не... Самое интересное было, когда появился Евгений Михайлович. Мужчина внушительного вида, в шляпе от солнца, в темных очках, с висящими через одно плечо видеокамерой и фотоаппаратом через другое. В довершение всего в руке он держал бутылку с водой. Ходил там, где считал нужно и фотографировал то, что считал достойным кадра. Но где бы он не проходил, неизменно привлекал внимание зрителей. Его буквально провожали взглядами.
После спектакля - ужин, на котором к нам присоединился Леша Ситдиков. Молодец. Диплом защитил и сам себе поставил «хорошо». А ведь мог поставить «отлично», как поступил его братец Вася. Мама Лешу не поняла. После ужина нас пригласили на заключительный вечер театра Гершковича. Там у него был один юноша, Дима, с изумительным голосом. Тенор. Вы бы слышали, как он пел. Заслушаешься. Не в каждом оперном театре встретишь такого. Правда, и мы в грязь лицом не ударили. У нас тоже есть кому попеть. Леша Ситдиков, Леша Лазутин, Валя Власова и Валентин (не помню фамилии). А также читали стихи (Зоя Николаевна и Стас Корнаков) и читали пародии (Евгений Михайлович). А в общем, посидели очень хорошо. В конце хозяева стола удивили нас появлением Карлсона и Пеппи-Длинный-Чулок с присущими им розыгрышами. После торжества прогулка на ночь и - на боковую. Завтра - трудный день.
С утра, после завтрака разгрузили автобус и - на сцену. Вешаем декорацию. Здоровенная шинель. И нам ее надо еще повесить каким-то образом к потолку. Смотрим дружно на потолок. К потолку привинчена такая хлипкая реечка. Бросили взгляд на шинель. Не выдержит. Смотрим на поток еще раз. Обнаружили массивные швеллера, на которых висят софиты. Это то что надо! Нашли реек, срастили их между собой и пропустили через рукава шинели. Виталий залез наверх. Подъем шинели начался. И ведь подняли! Но тут рейки ломаются и шинель падает. Хорошо, это случилось не на спектакле. А то бы... Решили поднимать на веревках. Пробуем. Закрепили один конец веревки вверху. Продели другой конец через рукава шинели и начали подъем. Вся шинель сместилась в одно место и начала потихоньку трещать. Опасно. Да и висит она как-то неправильно. Тут Паша приносит внушительных размеров брусок. Где только он его надыбал! Шинель снова внизу. Вверху закрепляем две веревки и привязываем их к этой дубине, предварительно продернутой в рукава шинели, в трех точках. Теперь все прошло без сучка, без задоринки. Остальное - дело техники - растянуть рукава, полы, установить декорации. На все, про все ушло у нас около трех часов. Затем техническая репетиция. И обед. А после обеда еще один спектакль. Что за коллектив, не помню, но показывали «Юбилей» Чехова. Вне конкурса. Я был в телячьем восторге. Очень понравилось. Спектакль проходил в прямом диалоге со зрителем. Мне, скажем, пришлось вместе с Гершковичем вносить подарок - мальчик, одетый в греческую фигуру.
Ну а затем главное, зачем мы и приехали, - личное участие. Лично я здорово нервничал. Пришел на еще пустую сцену. Повторил все свои сцены и выходы, пока никого не было. Часов в шесть начали не спеша переодеваться, гримироваться. Жара жуткая. А мне шинель надевать. Жуть! В первом действие решил надевать ее, хорошую, на голое тело. Играли на подъеме. Но в первом действии, то ли от волнения, то ли от жары, то ли еще от чего-либо, но голос меня подвел. Шел такой противный-противный. Но во втором действии противность убрал и вроде бы ничего прошли монологи. И почти у всех актеров так же в первом действии не очень, а во втором - получше. Хотя, может быть, я и ошибаюсь, - мнение-то мое субъективное...
Закончился спектакль, пошли мы всей гурьбой, в костюмах, в гриме, к памятнику Островского. Фотографироваться. Затем сразу на критический разбор. Первый выступающий критик нас похвалил. Было приятно. А потом начали ругать. Один за другим. Не ругали только Таню Кочурову. Про нее сказали, что она - единственный живой человек на сцене. Хотя после своей большой сцены во втором действии Таня вышла расстроенная и заявила, что сцена у нее не получилась. Я уже точно не помню, что они там говорили, но было очень неприятно. Но и это испытание закончилось.
Возвращаемся на сцену. Как оказалось, Паша с Виталием уже все убрали и погрузили в автобус, за исключением костюмов, поскольку они были на нас. Переодеваемся, разгримировываемся. Я еще душ принял. Выхожу, а банкет по случаю закрытия фестиваля уже в самом разгаре. Постоял немного и ушел. Не банкетное у меня было настроение. Побродил в ночи, вернулся. А там уже танцуют. Через некоторое время снова ушел. Но к тому времени все разбрелись гулять. И гуляли до утра. Спать улеглись где-то в четыре-пять часов.
Встал я раненько - в семь утра. Сходил на мини-водопады. Это запруда. Вода уходит через узкие щели в тоннелях под мостом. Встаешь туда и как душ Шарко. Сфотографировал каждый водопад в отдельности. Вернулся и снова заснул.
В полдевятого встали, собрали вещи, позавтракали и - в автобус. На обратной дороге заехали на Горьковское море, покупаться. Выбрали интересное место - чтобы дойти до более-менее глубокого места (где-то метра полтора вниз), нужно пройти около трехсот метров от берега. А тут еще рядом коровы стоят, траву жуют и на нас смотрят. Больше ничего интересного по дороге домой не произошло. Доехали без приключений. Около пяти я был дома, усталый, но довольный и полный впечатлений.

ВАН © 06.1998