Как я это помню Бабушка и другие

Галина Чеснокова
 Как я это помню

 Бабушка и её дети

Всего однажды видела я старейшего представителя рода по материнской линии - бабу Груню, или Аграфену. Помню старушку, сидящую на сундуке в полумраке комнаты, которую занимала в Москве на Дорогомиловском валу (где-то у Арбата) моя бабушка Екатерина Сидоровна . Мы с матерью приехали в гости, ..............................................
..............................................
.........................................................

 Моя мать

 Моей матери в годы войны в Москве не было. Она ещё в 37-38 годах уехала с молодым мужем на Дальний Восток, приезжала в Москву в 1939 году, чтобы родить меня в роддоме на Арбате, а потом сразу же уехала обратно в городок Барабаш Приморского края.
.....................................................
.................................................
       Итак, моя мать уехала от московских родственников году этак в 1937-1938. Она вышла замуж неожиданно для бабы Кати. “
....................................................
.......................................................


       Тётя Тоня

 В годы войны сестра матери Тоня (Антонина Иосифовна) приехала к нам в Сибирь, где мать и я жили в эвакуации, и стала моей нянькой. Мой отец потом определил её воспитателем в детдом в посёлке Бачаты Кемеровской области. ,

.......................................................
..........................................................



........................астральное объединяло меня и мою тётю Тоню. У неё остались две дочери, зять и внук с внучкой.


       Николай и другие

 Родовую фамилию носила дочь Николая Верочка,
......................................................
..............................................

Осталась в памяти также фраза Николая: «Бабушка у нас умная, ей бы министром быть». Запомнился её облик- худая, стройная старушка, хлопотливая, строгая, экономная и немного ехидная, с подковыркой. Ездили мы с ней частенько в Дедовск, где жили Передковы, садились в электричку то ли с Савёловского, то ли с Рижского вокзала. Бабушка отчётливо произносила звук Ж в слове Рижский и у неё получалось Рижеский.
..............................................
.....................................................


       Что ещё ?

Глубины времени не известны, а начало века освещено немного рассказами бабушки Кати, к которой я часто ездила на каникулы из Ленинграда, пока училась.
.................................................
..............................................
.......................................................
 Бабушка и внуки

Из Афганистана я привезла Николаю разноцветный шерстяной свитер, бабушке - большой махровый платок, который она снесла в комиссионку и который оказался дырявым, и белый шерстяной платок на голову, который, по её желанию, надели ей на голову после кончины. Она ушла с моим подарком в пространство вечности.
.....................................................
...................................................

       Одна интересная деталь, связанная с фамилией. Баба Катя говорила, что вообще-то фамилия деда должна была быть с буквой Г , но дьячок в церковной канцелярии вместо “Г” написал ”Д “, да так и оставил. Возможно, это правда. Надо бы покопаться в этимологических или ономастических словарях.


       Конечно, центральной фигурой в роду  была бабушка, баба Катя. К сожалению, мои детские годы прошли без неё, как, впрочем, и без каких-либо других родственников.
................................................
........................................................

 Эпилог

 Баба Катя оставила по себе тёплые воспоминания. Моя мать её плохо знала и редко вспоминала почему-то. Всё- таки какая-то тайна здесь есть. Мать унесла её с собой.
........................................................
......................................................
..........................................................



.................................................
.........................................................
Все, о ком здесь речь, умерли. Пусть земля им будет пухом, царствие им небесное.


Примечание:
в конце 20 века мне пришлось работать с архивными документами ГАСК в Ставрополе. Среди арабских рукописей, открытие которых было сенсацией в арабистике и кавказоведении (см. мою монографию « Три забытых подхода к исследованию редких иноязычных текстов в системе межкультурной коммуникации», С-Петербург. -2007), внимание привлекла запись на арабском языке с родословным древом Эли Мирзы Капланова. Как только страничка была опубликована в 1999 году , в архив потянулись карачаевцы посмотреть родословную. На Кавказе свято чтут семейные традиции и помнят всех родственников. Не только помнят. Но и стараются поддерживать родственные отношения. Чего не скажешь о нас.