Две батальные миниатюры Семена Чернецкого

Николай Губин
       
       Думается мне, что пока на эстраде будут концертировать военные оркестры, в их репертуаре обязательно будут присутствовать батальные миниатюры Семена Александровича Чернецкого.
Почему? Ответ прост. Мастерски написанные в форме военного марша, они заключают в себе все, что составляет внутренний мир человека войны. От нечеловеческого напряжения благородной ярости, до тихой и светлой скорби по погибшим в бою товарищам. Их не так уж и много, чуть больше десятка, но каждая из них – сущий шедевр в своем роде.

 
«Марш танкистов»

       …Звучат короткие слова боевого приказа, и вот уже рвутся вперед, извергая на врага огонь и смерть, стремительные боевые машины. Скрежет и лязг раскаленного металла, басовитый стук крупнокалиберного пулемета, взрыв, - и рванулась вверх контрапунктом чья-то разгоряченная боем душа, обозревая с высоты птичьего полета всю панораму танковой атаки...
Говорят, что этот гениальный контрапункт сочинил Зиновий Бинкин прямо на репетиции, и что Чернецкий, подивившись точности находки, тут же собственноручно внес изменения в партитуру. Может быть так оно и было, но скорее всего композитор сознательно использовал эффектную напряженность высокой тесситуры баритонов и теноров, без которой представить себе "Марш танкистов" просто невозможно. Может быть в этой удачной находке и заключается секрет успеха произведения у любой слушательской аудитории? По популярности он уступит разве только знаменитой "Славянке" Василя Агапкина, единственному военному маршу, вошедшему в число музыкальных эмблем минувшего тысячелетия.

« Марш гвардейцев-минметчиков»

И уж совсем далек от прикладных функций знаменитый "Марш гвардейцев-минометчиков», в котором композитор удачно использовал знаменитую « Катюшу» Блантера.
... Залп, огненный смерч, полет снарядов, разрывы, - и вот уже пылает земля под ногами вражеских солдат, огненными языками слизывая в небытие все живое и неживое.
Час расплаты настал, и с беспощадной неотвратимостью наплывает на поле боя из небесных глубин образ русской красавицы Катюши, когда-то поруганой врагами …
Священным отблеском мести отражаются в глазах молодого офицера - минометчика огненные букеты разрывов, в которых корчатся горящие в адском огне оккупанты, и нет им пощады от метких залпов батареи русских «Катюш».
Скоро войне конец, и отразятся в глазах воинов – победителей уже совсем другие огненные цветы – красочные залпы победного салюта. И соберет их в неземной букет душа погибшего в том бою паренька, и поднесет его той, которая вместе с ним высоко в небесах радуется всенародному Празднику со слезами на глазах...

       У меня, как у дирижера, за многолетнюю практику выработалась собственная концепция исполнения этих красочных батальных миниатюр, но не припомню случая, чтобы они дважды прозвучали одинаково. Партитуры Чернецкого настолько богаты средствами музыкальной выразительности, что опытному капельмейстеру не составляет никакого труда отыскать к очередному концерту новый красочный штрих. И для этого совершенно необязательно выходить за рамки художественного замысла композитора, ибо в партитурах военных маршей Семена Чернецкого есть все.
Судьба их не проста.
Написанные в годы Великой Отечественной Войны, они работали на Победу, но, к сожалению, по политическим соображениям ныне почти забыты.
И это обидно.
Разве молодецкая удаль марша «Герои Сталинграда» и блистающая орденами чеканная поступь победителей «Марша группы Советских оккупационных войск в Германии» не заслуживают более достойной участи, чем осуждение не нюхавших пороху «лучших немцев»?
Уверен, - пройдет время, и эти звуковые памятники воинской доблести и славы в исполнении военных оркестров еще поработают на русский патриотизм.



Лейпциг
1986 г