Ах, война, что ты сделала, подлая?

Александр Самохвалов
“Ах, война, что ты сделала, подлая?
       Стали тихими наши дворы.
       Наши мальчики головы подняли,
       Повзрослели они до поры…”

Трудно молодому поколению, родившимся после войны, до конца постигнуть и прочувствовать глубинный смысл и горечь этих простых, казалось бы, стихотворных строк.
Юность – неповторимая и прекрасная пора, когда хочется мечтать. Когда есть время искать свою дорогу в жизни, учиться, приобретать профессию, влюбляться.
Шурику исполнилось бы осенью семь лет и должен бы парнишка пойти первый раз в школу, но 22 июня, ближе к вечеру, по радио, висевшему черной тарелкой у входа в контору хлебного элеватора, передали правительственное сообщение – без официального объявления войны германские войска перешли границу СССР.
Всплывают картины далеких лет, как первый раз немецкая авиация бомбила район станции Крымская. В полутемноте самолетов в небе не видать, только гул. Хорошо, что яма для укрытия была вырыта, так Шурик с матерью успели спрятаться, а по утру они пошли проведать бабушку Таню, которая жила за небольшим кукурузным участком.
Старая женщина лежала на кровати на боку. В стене была большая дыра от осколка разорвавшейся бомбы. Взрыв был такой мощный, что осколок смог пронзить стену и прошить лежавшую женщину. На полу багровело озерцо застывшей крови. Это была первая смерть, которую малец увидел. Мать с ребенком, обезумев, выскочили, стремглав бросились домой.
Осенью 42 года к ним пришли оккупанты. Да, прожитые годы войны оставили неисправимый след в душе ребенка.
Время много стерло, но боль, жалость, что жизнь прожита без отца, погибшего на фронте, что остался калекой, занозой сидит глубоко в сердце. Вновь и вновь какая-то неведомая сила влечет Александра в то далекое время, надо его понять. Это было все наяву. Он виде все своими глазами.
Нет, это не поход Наполеона в Россию, это не революционный переворот по свержению царизма, а это все явь, и хотя многие грани, очертания событий стерлись, но какое-то мгновение всплывает, проблеснет, будоража душу.
И потому Александр стремится по каплям как-то переложить все на бумагу, чтобы его внук Алеша и внучка Юляша со временем, когда станут взрослыми, прочтя эти строки, проникнутся, поймут, как бы заглянув в нутро души своего дедули.
А он желает двум его любимым росточкам сказать, чтоб они ценили жизнь и радовались каждому светлому дню, ведь в мире столько горя, бед, крови, смертей, и, не видя всего этого, надо благодарить судьбу и дарить любимым улыбку.

Александр Самохвалов.