Бах, Рейхе и оркестровые трудности

Николай Губин
       Специалисты знают, что игра на натуральных ( баховских) трубах с очень узким мундштуком требует хорошо поставленного дыхания и ювелирного владения мышцами губ и лица.
Немецкий трубач Готфрид Рейхе владел этим искусством в совершенстве, и даже будучи стариком не знал себе равных, уверенно шагая к мировой славе вместе с Бахом и его натуральными трубами.
Но искусство требует жертв, особенно массовое.
       Осенью 1734 года в честь приезда в Лейпциг саксонского курфюста Августа III власти устроили грандиозное по тем временам факельное шествие. С разных сторон к назначенному часу на площадь возле церкви Св.Фомы ( Томас кирхе ) вышли колонны лейпцигских студентов с зажженными факелами и выстроились вокруг муниципального оркестра, составив хор в тысячу исполнителей. Все завершилось испол¬нением торжественной кантаты "Славь счастье свое, благословенная Саксония", специально написанной Бахом к этому дню.
От смрада тысячи смолистых факелов певцы и музыканты буквально задыхались, а первый трубач муниципального оркестра после блестящего исполнения сольного эпизода упал в обморок. На другой день он скончался от апоплексического удара…
       Через несколько лет Бах использовал музыку вступительной части кантаты в " Высокой мессе си-минор" (Осанна в вышних Богу). При этом композитор сильно упростил партию первой трубы, в которой стали явно доминировать ноты " G" и " R".
Таким способом музыкальный гений увековечил память своего любимца, трубача Готфрида Рейхе, в расчете на мастерство которого были написаны многие виртуозные партии в произведениях того времени. Не случайно среди трубачей и сегодня ходят легенды о том, что рабочий диапазон Рейхе достигал шестнадцатого обертона, а последняя в его жизни партия так и осталась недоступной для других исполнителей…
Военные музыканты факельные шествия недолюбливают.
Для них это травмированные губы, испачканные копотью манжеты и белые перчатки. Ну а для меня, как для капельмейстера, это огромный запас терпения и выдержки, которые необходимо проявлять при игре на ходу в условиях плохой освещенности. Грязное интонирование и неряшливые вступления сильно мешают работе и создают атмосферу напряженности, которую необходимо регулярно снимать шуткой или историческим анекдотом.
И когда физическое напряжение достигает предельной величины, я шутливо напоминаю музыкантам о судьбе Готфрида Рейхе и о том, что служебно-строевой репертуар Лейпцигского муниципального оркестра под руководством музыкального руководителя с мировым именем был куда труднее нынешнего.
Как правило, помогает...



Лейпциг
1988 г