Три дуэли титанов

Николай Губин
О том, что молодой придворный капельмейстер герцога Саксонско-Веймарского Иоган Себастьян Бах по приказу своего господина обратил в позорное бегство знаменитого французского органиста Луи Маршана, рискнувшего вступить с ним в музыкальное единоборство, знает ныне всякий студент. А вот о том, что русский император Павел 1, путешествуя по Европе, проделал такую же штуку с Вольфгангом Амадеем Моцартом, знают разве что опытные музыковеды.
Под высочайшим покровительством молодой Моцарт "разделал под орех" знаменитого Муцио Клементи, выдающегося итальянского педагога и композитора, соревнуясь с ним в искусстве импровизации.
Тогда Клементи, полностью признав свое поражение, все же не удержался от колкого замечания в адрес победителя, заявив, что юноша слабо знает законы контрапункта.
Моцарт ответил через несколько лет, использовав в увертюре к опере "Волшебная флейта" тему известной сонаты Клементи, дважды разработав ее в сложнейших фугах.
Свидетельствуют, что Клементи, прослушав увертюру, снова не удержался от колкости и произнес в адрес Моцарта знаменитую фразу: "К сделанному легко добавить".
Моцарт опять ответил делом, и разработал эту же тему уже в сонатно-симфоническом цикле, окончательно посрамив заносчивого итальянца.
Говорят, Павел I с интересом следил за затянувшейся дуэлью двух музыкантов, встретившихся когда-то в великосветском салоне по его капризу. Наверное, Моцарт знал об этом, и потому его партитуры буквально кишат реверансами в адрес Российского самодержца. Павел отвечал не менее учтиво, - зингшпиль со сказочным сюжетом о добре и зле, равно как и "Пражская симфония", всегда имели в России большой успех.
Впрочем, соната Си-бемоль мажор (опус 24 № 2) Муцио Клементи, чей исходный мотив и послужил яблоком раздора, тоже не была забыта российскими исполнителями, и это ставит в давнишнем споре двух музыкальных гигантов длинное многоточие.
       Судьба русского императора была не столь счастлива, Павел был задушен в Михайловском замке офицерами собственной гвардии. А вот традиция организации музыкальных дуэлей осталась жить при императорском дворе до самого крушения монархии.
       Петербургский музыкальный сезон 1887-88 гг формально проходил под знаком памяти Александра Порфирьевича Бородина, однако подлинным гвоздем сезона обещала быть «дуэль» между двумя эпическими операми: русской оперой Римского-Корсакова «Снегурочка» и немецкой оперой Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов». Для исполнения последней власти выписали из Германии целую оперную труппу во главе со знаменитым капельмейстером Муком.
Под таким напором «Снегурочка» уступила, однако Римский – Корсаков сдаваться не собирался. Оценив грандиозность и новаторский размах вагнеровского творения, он загорелся мыслью создать нечто подобное и в русской опере. Так появилась на свет опера-балет «Княжна Млада», необычная по форме и дерзкая по музыкальному языку, написанная в полный размах творческого гения великого русского композитора.
Через два года опера увидела свет, но уже мало кто вспомнил и о Вагнере, и о необычной оперной дуэли двух музыкальных гигантов.



Луга - Липецк.
2008 г.