день учителя

Искандер Кю
       Школы создаются учителями и используются ими для собственного продвижения. На учениках ставят эксперименты и проверяют идеи. Это всё равно, что корчить гримасы у зеркала.
       В ученики идут люди без индивидуальности, с надеждой её получить. Но школа может дать ученику лишь подражание учителю.
       Ученик станет учителем уже существующей школы, если у него есть собственная индивидуальность изначально. И в соответствии с ней он изменит традицию, создав школу внутри школы, под себя.
       Школа сохранится в первоначальном замысле при условии единственного учителя в течение многих поколений. Пример – институт тибетских лам с их перевоплощениями одного учителя в последовательной цепочке тел.
       В случае механического инерционного поддержания ритуалов умершего учителя школа обречена на деградацию и мифологизацию. Примеры – христианство, буддизм, ислам. Такая школа превращается в религию, извращает часть идей учителя в догмы и объявляет эту кашу единственной истиной.
       Внутри таких религий тоже появляются учителя и школы. Но это заслуга тех отдельных людей, которые способны из любого бреда вычленить интересные идеи и сделать конфетку. Как правило, такие школы существуют под давлением прикрывающих их религийи вынуждены приспосабливаться. Примеры: суфийские школы ислама, эзотерические ответвления христианства, некоторые направления буддизма.
       Благодаря такой плодородности, эти основные религии до сих пор процветают. А религии, в которых подавлялось отхождение от центральных догм, вымерли, как манихеи.
       Появление десятков школ в XX веке. Конечно, среди них половина откровенно бредово-параноидальных тоталитарных сект, основанных психически неадекватными бизнесменами духа. А вот другая половина – школы на стыке древних традиций, современных наук и безбожно-безбашенного употребления наркотиков.
       Есть ещё на свете достойные люди!

(2006)