Лучший биг-бэнд Голливуда

Николай Губин
     Не так давно в Москве состоялся уникальный конкурс военных биг-бэндов, посвященный  Глену Миллеру,американскому военному дирижеру, погибшему в конце второй мировой войны. Конкурс собрал блестящие оркестры из разных стран, но лучшим из лучших оказался биг-бэнд Московской военной консерватории, что мне особенно приятно, так как я был участником   первого состава этого удивительного коллектива, состоящего исключительно из будущих военных дирижеров.
Первый биг-бэнд Военно-дирижерского факультета МГК был создан в 1973 году по инициативе доцента Д. Браславского*.  Художественный руководитель и дирижер – известный джазовый аранжировщик Г. Корнилов. Солисты:  В. Мясоедов (сакс-альт), Н. Губин (сакс-тенор), А. Карпов (труба), Ю. Крайнев (тромбон), Ю. Щукарев (ф-но), Г. Ошеров (вокал). Основу репертуара составляли лучшие образцы советской эстрадной музыки и зарубежного классического джаза. По идеологическим соображениям оркестр был расформирован, и возродился почти через 10 лет под руководством А. Лебединского. С 1989 года биг–бэнд успешно функционировал под управлением  уникального виртуоза, заслуженного артиста РФ В. Мясоедова. В этот период оркестр четырежды становился лауреатом джазовых фестивалей, а его гастрольная география простиралась от Владивостока до Калининграда.   
      Есть в моей скромной коллекции джазовых редкостей два уникальных видеофрагмента из трофейного кинофильма «Серенада солнечной долины». На одном из них – сцена в Линд - отеле, где знаменитый американский джазовый музыкант Глен Миллер дирижирует своим оркестром, исполняющим не менее знаменитый фокстрот «В настроении», а на другом – утренняя репетиция того же оркестра, готовящего к вечернему выступлению музыкальную картинку «Поезд на Чаттануггу». Обе музыкальные пьесы принадлежат перу композитора Уоррена и гениально арранжированы самим Гленом Миллером.
       Сказать по правде за свою долгую жизнь в джазовой музыке я ничего подобного более не встречал, и потому берегу эту видеозапись как зеницу ока. Более популярного фильма с джазовым оркестром в главной роли, мне кажется, не снято и до сего дня.
       Вообще-то перед мировым кинематографом у джазовой музыки заслуги солидные. Когда-то, на заре иллюзиона, глядя на киноэкран, виртуозно импровизировали джазовые пианисты, иллюстрируя бушующие страсти немого кино. Многие их них стали маститыми композиторами, и оказали заметное влияние на развитие национальной музыкальной культуры, как например, Джером Керн в Америке, или Исаак Дунаевский в России. И даже один из столпов мирового музыкального искусства Дмитрий Дмитриевич Шостакович в годы студенчества славился как знаменитый тапер!
       Когда же "великий немой" уступил место звуковому кино, джазовое искусство продолжало оставаться в фаворе. Первой звуковой кинолентой был фильм "Певец джаза"с участием знаменитого певца Эла Джонсона, выходца из семьи русских эмигрантов первой волны. С легкой руки кинокомпании "Уорнер бразерс" джаз уверенно шанул на экраны тридцатых годов, потянув за собой и другие популярные жанры эстрады. Степ и художественный свист, вокальное трио или вокальный квартет в сопровождении хорошего джазового биг-бэнда, стали обязательными атрибутами крупнейших кинокомпаний Америки и Европы. Но подлинной жемчужиной голливудского кинематографа тех времен стал музыкальный фильм компании "Фокс 20 век США" "Серенада солнечной долины" с участием знаменитого оркестра под управлением Глена Миллера.
Не могу хотя бы коротко не представить читателю его биографию.
       Непревзойденный мастер знаменитого звучания "кристалл - хорус" родился в 1904 году в маленьком городке штата Айвова, в семье плотника. В детстве выучился играть по слуху на подаренной отцом мандолине, а в одиннадцать лет был принят в оркестр местного бара как тромбонист, совмещая вечерние выступления с чисткой сапог клиентов днем. Так он отрабатывал новый тромбон, который подарил ему сразу угадавший незаурядные способности юноши хозяин бара.
       Вскоре Глен Миллер самостоятельно освоил нотную грамоту и научился расписывать оркестровые партии, что во многом определило его дальнейшую музыкальную карьеру. Быстро растущая слава удачливого аранжировщика и солидные гонорары позволили молодому джазмену сколотить собственный оркестр, состоящий из одних только белых музыкантов.
       Надо сказать, что Глен Миллер был первым, кто разрушил существовавшую в то время монополию негритянских виртуозов на джазовое исполнительство.
- Я не расисит, - говорил Миллер,- но я хочу доказать, что белые американцы любят и играют джаз так же хорошо, как и негры.
       К тому времени, когда джазовая музыка сделалась непременным атрибутом звукового кино, Глен Миллер был уже одним из самых модных аранжировщиков Нью - Йорка, и его приглашение в Голливуд было, в общем-то, закономерным. Пробой сил новой восходящей звезды музыкального экрана был детский мультипликационный фильм "Пиноккио", после чего оркестр Глена Миллера занял ведущее место в планах кинокомпании " Фокс 20 век США". Здесь, в сотрудничестве со знаменитым голливудским композитором Гарри Уорреном, и родилась идея создания киноленты под названием "Серенада солнечной долины", главным действующим лицом которой должен был стать джазовый оркестр, и, конечно же, великолепная музыка. Фильм с незатейливым сюжетом вышел на экраны в 1940 году и сразу же побил все рекорды кинопроката. Уникальное звучание миллеровского оркестра стало достоянием мировой аудитории, и за ним прочно закрепилась слава лучшего биг – бэнда Голливуда.
Но вскоре началась война, и в 1942 году Гленн Миллер надел офицерскую форму. Его назначили начальником знаменитого оркестра "Айэр Форс Бэнд", и следом за своим руководителем погоны надели и многие из его музыкантов.
       К сожалению, майор американской армии Глен Миллер трагически погиб в 1944 году, перелетая из Лондона в Париж для организации гастролей оркестра в госпиталях войск антигитлеровской коалиции. Обстоятельства его гибели и по сей день покрыты тайной, но существует мнение, что легкий самолет был ошибочно принят за воздушного разведчика, и сбит английской подводной лодкой.**
После его смерти Голливуд выпустил на экраны еще один фильм под названием "История Глена Миллера", а оставшийся без руководителя оркестр записал на студии "Виктория Рекордс" мемориальный альбом, в который вошли все оркестровые шедевры великого аранжировщика.Среди них - "Лунная серенада",единствнная музыкальная пьеса,написанная самим Гленом Миллером.
       Когда-то, будучи курсантом военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории, я, как член военно-научного общества, выполнил перевод знаменитого учебника Глена Миллера "Мой метод аранжировки" с английского на русский язык. Тоненькая книжеца с двумя десятками листов машинописного текста наверное и сегодня имеется в факультетской библиотеке, и может быть какой - нибудь любящий джаз военный музыкант доведет начатое мной дело до солидного конца в виде труда по инструментовке или научного очерка из истории оркестра Военно-воздушных сил США. Нынче ведь слово "джаз" символом идеологической диверсии не является, и прекрасная музыка из кинофильма " Серенада солнечной долины" прочно вошла в репертуар военных оркестров всего мира.
Ну это может будет, а может и нет, а пока я довольствуюсь тем, что слушаю уникальную запись лучшего оркестра Голливуда и вспоминаю, что где-то на библиотечной полке лежит скромный студенческий перевод уникального труда американского джазмена, сделанный его русским коллегой, джазовым саксофонистом с золотыми лирами на погонах.


Заполярье
1999 г

* Браславский Даниил Абрамович, доцент  кафедры инструментовки, один из немногих композиторов, писавших для духового оркестра в джазовом стиле. Его творческое наследие помимо оригинальных произведений для духового оркестра содержит  партитуры популярных советских и зарубежных песен и мюзиклов в эстрадно-симфоническом переложении. По праву считается основателем эстрадно-джазового направления в отечественной военной музыке.

**В апреле 1999 года на аукционе «Сотбис» был продан бортовой журнал одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал, что самолёт, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, вынужденно сброшенных в Ла-Манш его эскадрильей. «Моноплан летел низко над водой и под ним рвались бомбы. Я тогда ещё сказал нашему пулемётчику: "Посмотри, что делается внизу, там самолёт". И он мне ответил: "Да, вижу"». Далее Шоу продолжил:«Я видел, как этот самолёт вошёл в пике и исчез в проливе».
Эту версию подтвердил сотрудник архива британских ВВС Рой Несбит, предположивший, что у пилота миллеровского самолёта не было опыта полёта в густом тумане вслепую, и он вполне мог сбиться с маршрута, попав под случайное бомбометание.